Музыкальный руководитель

«Играем и развиваемся: музыкально-ритмические игры в домашних условиях» Липатова Е.Е. (04.04.2025)

Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников. Музыкальная игра являются важным средством развития музыкальной деятельности ребенка. Музыкальные игры помогают привить любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, вызвать интерес и желание участвовать в них. В результате ребенок учится любить, ценить, понимать музыку и получает необходимые знания об основах музыкальной грамоты. Для музыкального воспитания и развития ребенка в семье я хочу предложить вам, уважаемые родители, простые музыкальные игры. В эти игры вы можете играть как вдвоем, например ребенок и мама, так и всей семьей дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.

«Придумай нотам слова»
Участники игры по очереди придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам и произносят вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например: дом – редиска – мишка – фартук– соль – лягушка – синица.

«Аплодисменты»
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Второй участник повторяет и придумывает
другой ритм и прохлопывает. И так далее.

«Стучалки»
Для этой игры нужны музыкальные инструменты. Если дома нет музыкальных инструментов, подойдут предметы, с помощью которых можно извлечь звук, например металлические столовые приборы, кубики и др. Желательно использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или пластиковые коробочки, металлические банки и кастрюли. Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками. Первый участник придумывает и «проигрывает» ритм на предметах, например, железными палочками простучать часть ритмического рисунка по деревянной поверхности, а часть – по металлической. Второй участник повторяет ритмический рисунок с использованием тех же самых предметов и тембров.

«Будем петь песенку по цепочке»
В игре используются песни, которые знают все участники игры, например детские песенки из мультиков. Первый участник начинает петь песню и поет первую строчку, вторую строчку песни поет следующий участник и так далее. Цель игры спеть песенку без остановок.

«Звуки вокруг нас»
Участники прислушиваются к звукам, которые их окружают и по очереди пропевают. Например, участник говорит, что слышит гул летящего самолета и поет на одном звуке: у-у-у-у-у, также участник изображает голосом приближающийся и улетающий вдаль самолет, постепенно усиливая и ослабляя звучание.

«Займи место»
В эту игру желательно играть большой семьей. Это самая любимая игра детей. На середину комнаты в кружок ставят несколько стульев, количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Ведущий включает веселую и ритмичную музыку, игроки бегают вокруг стульев, при окончании звучания музыки участники игры садятся на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом. Игру можно разнообразить движениями. Бег можно заменить, прямым и боковым галопом, хороводом, танцевальными движениями, а также вместо бега можно передавать в движении образ животного или другого сказочного персонажа.

«Громко-тихо»
Для игры подойдут 2 одинаковых предмета, но разные по размеру, например два кубика: большой и маленький. Первый участник поет отрывок песни, а второй должен показать с помощью предмета как спел первый участник: большой кубик – громко, маленький кубик – тихо. Другой вариант игры. Первый участник показывает маленький кубик, второй участник должен тихо спеть песенку или пропеть своё имя. Второй участник показывает большой кубик, следующий участник должен громко исполнить песню или пропеть своё имя.

«Угадай мелодию»
Первый участник пропевает мелодию известной песни на любой слог (ля-ля-ля, на-на-на, второй участник должен угадать название песни. После правильного ответа, второй участник загадывает мелодию другому участнику и пропевает её и т. д. Пальчиковая игра под музыку «Мышь полезла в первый раз» Родитель и ребенок садятся на пол друг напротив друга. В процессе запоминания слова песенки произносить сначала взрослый, потом – взрослый и ребенок одновременно, далее – сам ребенок. Слова песенки сопровождаются движениями.

«Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час», — собранные в щепотку пальчики «бегут» по противоположной ручке от кисти до плечика.
«Вдруг часы сказали «Бом!», — ребенок делает хлопок над головой.
«Мышь скатилась кувырком», — ручки ребенка делают круговые движения и
как будто скатываются вниз.
Далее, мышка карабкается на часы второй и третий раз, соответственно, петь слово «Бом!» и хлопать над головой необходимо дважды и трижды.

"Рисуем музыку"

Включайте классическую музыку и слушайте вместе с ребенком. Спросите ребенка, как ему кажется, про что эта музыка. О чем думал музыкант, когда писал или играл ее.
Ставьте композицию на повтор и рисуйте.
Всё, что приходит в голову, когда слышите эту музыку. Вы – на своем листочке, ребенок – на своем.
Рекомендуется брать для этой игры композиции из детских альбомов классиков. Интересно слушать разные по настроению и ритму мелодии. К примеру, «Баба Яга» и «Мама» П.И.Чайковского. Под них рождаются совсем разные образы (лучше не сообщать ребенку названий, чтобы он мог «родить», услышать что-то свое).

"Роль воспитателя при подготовке и проведении праздников и развлечений" Радионова И.В. (06.02.2025) 

Деятельность воспитателя при подготовке и непосредственно на празднике очень разнообразна и ответственна.
За утренники в каждой группе детского сада отвечают  воспитатели  данной группы совместно с музыкальным руководителем.

Задачи воспитателя при проведении утренника.

– Музыкально-исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение, танцах (перестроения, оркестре (не точный ритм у некоторых детей, распределение инструментов) ; использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).

– Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.

– Эмоционально-речевые: создать позитивно-эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются доброжелательным голосом, с использованием повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.
Во время игр-эстафет обязательно поддерживать соревнующихся детей, называя их по имени.

– Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок. Хвалить каждого выступающего обязательно!!!

    Воспитатели следят за внешним видом детей.  И сами  должны иметь подобающий для утренника вид. Нельзя: мини, декольте, очень высокие  каблуки, черный цвет платья и колготок.

     Готовят атрибуты к  сюрпризным моментам, оказывают помощь музыкальному руководителю в подборе стихов, учат их с детьми, добиваясь выразительного исполнения. 

   Готовят все необходимые атрибуты для игр, аттракционов. Считают количество стульчиков в зале перед утренником и раскладывают всё необходимое оборудование. Все организационные вопросы обсуждаются с музыкальным руководителем. 
Перед утренниками воспитатели помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.

     Роль ведущего на утреннике очень велика. Ведущий должен уметь импровизировать, быстро реагировать на ситуации. Его эмоциональность, живость, умение непосредственного, свободного общения с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов – во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен хорошо знать  сценарий праздника и уметь «заполнять собой» возникшие паузы. Допускается небольшая эстетично оформленная подсказка.

     Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы и являются активными участниками мероприятия. Они также должны знать ход и репертуар утренника. Непосредственно на празднике готовят атрибуты к номерам, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игр, танцев, сценок, чтении стихов, следят за дисциплиной.

Этапы подготовки к празднику:

1.Знакомство со сценарием и его обсуждение. В ходе обсуждения выбираются: ведущий, исполнители взрослых персонажей и дети на ведущие роли. В ходе обсуждения уточняются ключевые моменты праздника.

2. Распределением стихов руководит воспитатель или учитель-логопед. Стихи и роли можно раздать  детям на дом для совместного разучивания с родителями – воспитатель контролирует этот процесс, для последующей отработки ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО чтения.

3. Подготовка атрибутов. Музыкальный руководитель отвечает за подготовку музыкальных атрибутов. За подготовку остальных – отвечают воспитатели данной группы. Можно поручить их изготовление родителям, сделать совместно с детьми или самостоятельно. 

4. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике.

«Музыкальные инструменты в вашем доме» Волынская О.С. (13.01.2025)

Чтобы определиться, какими музыкальными способностями обладает ваш ребёнок, и будет ли к ним склоняться в дальнейшем, очень важно «попробовать себя» в разных видах музыкальной деятельности. К ним относятся – пение, танец, игра на музыкальных инструментах.
Наиболее доступным средством приобщения детей к музыке в домашних
условиях являются музыкальные инструменты. Это могут быть не только
профессиональные (фортепиано, скрипка и т.д.), но и детские: металлофон, ксилофон, детское пианино, детский синтезатор и т.д.
           Детские инструменты являются как бы маленьким подобием настоящих, профессиональных. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков. В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты сгруппированы в определенные виды:

Беззвучные:

       Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например, пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкантами», представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Такая деятельность развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребёнка.

Звучащие:

1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.
2.Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы: свирели, дудки, рожки.
3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.
      При выборе музыкального инструмента необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка. В аннотации к инструменту обязательно должно быть прописано, с какого возраста можно начинать обучение игры на инструменте. Музыкальные программы, осуществляемые в дошкольных учреждениях, рекомендуют обучение на металлофоне с 4-5 лет, на фортепиано (пианино, синтезатор) – с 6-7 лет.
Перед обучением ребёнку можно сказать, что в любом музыкальном инструменте что-нибудь дрожит, поэтому он звучит. В струнных инструментах дрожат струны (скрипка, гитара, арфа, гусли, фортепиано), колокольчик звенит, потому что дрожит металлическая поверхность колокольчика и т.д.
       Помимо музыкальных инструментов, предложите ребёнку поэкспериментировать со звуками, сделав подручные предметы музыкальными. Например, чтобы резинка, звучала как струна, её надо натянуть на коробочку. Чем больше натянута резинка – тем выше звук. Можно натянуть две резинки, настроив их на интонацию секунды, и сыграть мелодию русской народной песни «Сорока».
Важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребёнок мог фантазировать, экспериментировать со звуками. Мир звуков огромен и повсюду окружает нас: шумит ветер, шуршат листья, тормозит машина, стучат часы и т.д.

Уважаемые родители!
Вот ещё несколько советов:

- создавайте дома условия для игры на детских музыкальных инструментах;
- используйте только настроенные и эстетичные музыкальные инструменты;
- не навязывайте обучение на инструменте, если ребёнок этого не хочет;
- не злоупотребляйте чрезмерными занятиями;
- читайте литературу о музыкальных инструментах детям;
- поощряйте попытки самостоятельной игры на музыкальном инструменте.

Для чего нужна музыка? Липатова Е.Е. (09.12.2024).

У многих родителей и педагогов возникает вопрос, зачем нужны детям в дошкольных учреждениях занятия музыкой? Первое, что должны знать взрослые, это то, что музыкальный слух имеется у всех детей. Только у одних этот слух выражен более ярко, у других почти незаметен, т.е. музыкальным слухом обладает практически каждый из нас.
           Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.
В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Пение и музыка:

- развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;

- приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);

- происходит обогащение словаря ребенка;

- развиваются способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;

- тренировка более четкой артикуляции;

- развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;

- песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.

- правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;

- пение в группах развивает способность работы в команде.

      Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечно-сосудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.
       Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма.
      Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека. Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу. Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

Развиваются математические способности;

- Развиваются навыки общения;

- Развивается структурное мышление;

- Развивается эмоциональность и чувственность.

     Музыка, игра, пение, танцы создают положительные эмоции. Цель занятий музыкой: доставлять удовольствие детям, делать их жизнь лучше и счастливее!

1. Занятия музыкой развивают абстрактное мышление, интеллект, речь.

2. Занятия музыкальным движением развивает зрение (бинокулярное, периферическое, глазомер), повышает внимание, сосредоточенность, память, воображение.

3. Музыкальные занятия в детстве - это артистизм, средство самопознания и самовыражения на всю жизнь.

Если Вы хотите видеть своих детей духовно богатыми людьми - прививайте интерес к музыке и занимайтесь с ними разными видами музыкальной деятельности с раннего возраста.

Развитие ритмических способностей у детей. Волынская О.С. (14.11.2024)

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму. 
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только   движения прекращаются, он  умолкает. 
         Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. 
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнений, играх. Основная работа по развитию чувства ритма происходит на музыкальном занятии, но дети, придя домой, часто повторяют то, чему они научились на музыкальном занятии: танцевальные движения, музыкально-ритмические упражнения. И вы, родители, должны их в этом поощрять. Не всегда у ребёнка всё получается. Вы должны подсказать ему, как правильно выполнить то или иное движение, как сделать это красивее.
Рекомендации родителям.
• Слушайте музыку - она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.
• Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением. Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
•  Поощряйте движения под музыку. Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны.
• Хорошо помогает для развития чувства ритма игра на детских шумовых инструментах. (Возьмите коробочки или бутылочки, насыпьте в них немного любой крупы  –  вот и получился незатейливый инструмент). Можно использовать деревянные палочки или ложки. Пусть  ребёнок воспроизводит ритм любой услышанной музыки на этом «инструменте».  Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).
•  Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.
•  Чаще интересуйтесь у детей, что нового они выучили на музыкальном занятии.
•  Играйте с детьми дома, на прогулке, во время чтения стихотворения, игры на шумовых инструментах, в любое время года и дня.  
 
Двигательное упражнение «Ноги и ножки» (для детей от 3 лет)
Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ. (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).
Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на носках с остановкой на последнее слово).

Упражнение «Часы»
Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).

Упражнение «Непослушный дождик» (для детей от 3 лет)
Дождик - кап! Дождик - кап!
То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).
Не стучи, не стучи, Не стучи по крыше! (грозить пальцем)
Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).
Погоди, не лейся!
Заходи к малышам (поманить руками).
И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди.

Упражнение «Прогулка»
По узенькой дорожке
Шагают наши ножки (ходить по кругу, высоко поднимая ноги),
По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе),
И в ямку... бух! (сесть на пол, на последнем слове).
- Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучок давно засох,
Серый мох-мох-мох (поднять руки над столом, сжимать-разжимать кулаки).
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (указательным пальцем правой руки касаться поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его) Это я, я, я!

Игра: «Ритмическое эхо» (для детей от 4 лет)  
Взрослый прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

Игра «Сыграй, как я».  
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные ложки.  Взрослый предлагает ребенку послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 - 7 звуков, сыгранных на любом инструменте.

Роль воспитателя на музыкальном занятии. Радионова И.В. (15.10.2024) 

При проведении музыкальных занятий педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на  занятиях.
2. Активно помогать детям на музыкальном занятии осваивать  репертуар, показывать образцы точного выполнения движений, правильного исполнения песен.
3. Проводить в течение дня  с детьми в группе музыкальные паузы (доучивание песен, танцев, инсценировок, отработка танцевальных движений)
4. Разучивать движения с отстающими детьми.
5. Владеть  навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).
6. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
7. Иметь удобную обувь для танцев (чешки  либо балетки).

Роль воспитателя на музыкальном занятии.

Роли воспитателя различны, в зависимости от частей занятия и задач.
Слушание музыки :
1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2. Следит за дисциплиной;
3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
Распевание, пение:
1. При пении в младших и средних группах, воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, правильную артикуляцию, высоту звуков.
2. Когда песня доучена, воспитатель подпевает в «трудных местах».
5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении детей (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)
Музыкально-ритмические движения и игры:
1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети могут исполнять самостоятельно, при необходимости, педагог может исполнять вместе с детьми. 
4. Корректирует исполнение движений  с отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия. 

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях :
• Воспитатель стоит или сидит с безучастным видом.
• Воспитатель перебивает исполнение громкими замечаниями.
• Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала, отвлекается на телефонные звонки).

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности» Радионова И.В. (12.09.2024)

 Театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке.
Формирование речевой активности, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

     Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В процессе театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

      Театрализованная деятельность представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения
       Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной деятельности можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
         Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
       В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
      Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку» [цит. по 2, с.9].
 Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом.  Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:
• от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
• от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
• от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
       Театрализованная деятельность  наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить и говорить. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять  должное внимание, так как  она предоставляет уникальные возможности для  речевого развития ребёнка.

"Ритм в стихах" Волынская О.С. (03.08.2024)

   Ритм (в переводе с  греческого языка) есть чередование различных по длительностям звуков в музыке. Ритм – один из элементов выразительности мелодии. Мелодия организуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, т.е. обладают определенны ми длительностями, чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной  силой, подчас она настолько ярко характеризует мелодию, что ее можно узнать только по обозначению длительности звуков.
       Ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве.
Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом.
Следует помнить, что ни в чем: ни в осанке, ни во взгляде, ни в выражении лица – не заключено столько элементов ритма, сколько имеется их в маршировке. Ведь стопа в момент прикосновения к земле неуклонно отмечает точку опоры для ритма. Это совершенно совпадает с музыкальным делением времени.
      Игра, изображающая маршировку, хорошо показывает род и способ сотрудничества разного рода мускулов. Чем лучше удаются марши, тем больше они требуют духовной сосредоточенности..
Воля и воображение развиваются вместе с воспитанием мышечной  деятельности и чувства ритма.
Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить. (Э.Жак-Далькроз)
Ритм  в стихах.
Чтение детям стихов помогают развить чувство ритма, память, выразительную и эмоциональную речь. Стихи следует подбирать с ярким сюжетом. Одно-два стихотворения на одно занятие.

Например:

Тигренок.
Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не киска.

Барабан.
Мне купили барабан – бом, бом, бом.
Я на нем играю сам – бом-бом-бом.

(проговаривая текст ритмично хлопать в ладоши, по животу, по коленочкам, по барабану).
При ежедневных, пусть и непродолжительных занятиях слух быстро развивается, и очень скоро ребенок начнет петь маленькие песенки довольно чисто, у него появится интерес к музыке и возможно в вашей семье растет Моцарт или Чайковский..

Песенки про игрушку.

Взрослый берет игрушку (каждый раз обыгрывая ее появление) вместе с ребенком здоровается с ней. Четко произносит ее название. Затем еще раз произносит название, одновременно хлопая в ладоши. Игрушке это нравится и она « просит»  малыша спеть про такую игрушку песенку, название игрушки прохлопывается  равными длительностями.

Ходим и поем.

Взрослый говорит ребенку, что они будут ходить по комнате в разных направлениях. Он будет произносить два раза имя ребенка, а потом слово.

«Стоп»

Саша, Саша, стоп.
Музыкальные инструменты для ритмического сопровождения: ложки, дудка, бубен, барабан, маракасы.

Скачет зайка
Скок-поскок, скок-поскок, скок-поскок!    Прихлопывают в ладоши ритм.
А лисичка – топа-топ, топа-топ, топа-топ!  Поочередно ударяют по коленям, отстукивая ритм.
Ну, а мишка-топотун –           Поочередно стучат ногами по полу, отмечая ритм
Топ-туп, топ-туп!   
    
«Два зайчика»

 Зайка маленький бежал,       Дети прихлопывают ритм.
По дорожке он скакал.
Прыг-прыг-скок, прыг-прыг-скок –
По дорожке он скакал.
Поочередно ударяют ладонями по коленкам (ритм – равномерные четвертные длительности)
Ну, а заинька большой

Тоже прыгал под сосной.
Скок-скок, скок-скок –
Медленно скакал дружок.

«Цапки»

Киска лапками играла,         Ударяют одновременно обеими ладошками по коленям четвертными                                       
Киска лапками стучала:        длительностями
Цапа-цапа-цапа-цапа,          Восьмыми длительностями хлопают по коленям.
Цапа-цапа-цапа – Цап!         Быстро прячут руки за спину.

«Котенок и щенок»

Я – котик музыкальный,
Я музыку люблю.
Послушайте, ребята,
Как нежно я пою:
Мяу-мяу, мур-мур-мур!          2 удара по коленям, 3 хлопка в ладоши.
Мяу-мяу, мур-мур-мур!          Повторение хлопков 
А  я, щенок веселый,                Поют песенку.
Люблю я петь, друзья.
Послушайте, ребята
Как громко лаю я:
Тяф-тяф,тяф-тяф,                  4 удара по коленям в ритме четвертей.
Ав-ав-ав-ав-ав!                        Хлопки восьмыми.

«Оркестр»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!-         Дети отстукивают ритм на ложках.
Ложки  застучали.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!-
Детки заиграли.
Динь-динь-динь!-                   Играют на погремушках.
Пляшет погремушка.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь!-
Звонкая игрушка.
Там-там, там-там!-                Четвертными длительностями ударяют кулачком в бубен
Бубен веселится.
Там-там, там-там!-
Не надо торопиться!
Тра-ля-ля,тра-ля-ля !-          Играют все вместе.
Вместе мы играем,
Тра-ля-ля, тра-ля-ля! –
Дружно подпеваем.

«Барабан»

Я стучу по барабану,
Научу стучать и маму.
                (Дети сидят на коленях у родителей, стучат пальчиком по барабану)
Бам-бам-бам-бам!
Мой веселый барабан!
Я скачу, скачу галопом,
Я стучу, стучу с пришлепом,
                   (Родители слегка подбрасывают детей на коленях в ритме слов.)
Барабаню тут и там
По утрам и вечерам.
                                                     (Дети продолжают стучать по барабану)
Если я устану сам –
Маме барабан отдам!
(Дают маме барабан)
Звонко, мама, поиграй,
Барабанить помогай!

«Едем на лошадке»          

(Мама слегка подбрасывает малыша на коленях)
Едем, едем,
К бабе, к деду.
На лошадке, в красной шапке.
По ровной дорожке.                       (Подбрасывает тише)
По камушкам, по кочкам.            (Подбрасывает сильнее)
А потом в яму бух,                          (Придерживает малыша и расставляет в стороны колени)
Из ямы ух!                                        (Сажает на колени)

«Ехал пан»

Ехал пан, ехал пан                          (Идут)
Шагом, шагом, шагом, шагом!
Ехал пан, ехал пан.
Рысью, рысью, рысью,  рысью!  (Бегут.)
Ехал пан, ехал пан
Махом, махом, махом, махом!   (Бегут быстрее)
В яму бух!                                         (Присели)
Их ямки – ух!    Встали.
Из ямки выбирается
К маме забирается.

"Как услышать музыку в природе" Волынская О.С. (01.07.2024)

 Музыка зародилась еще задолго до того как человек научился ее сочинять. Все великие композиторы, музыканты, исполнители находили свое вдохновение прежде всего в музыке природы. Иногда мы ее не воспринимаем, не замечаем, но если посетить природные места подальше от «мегаполиса», то наслаждаясь красотой окружающего мира, до нашего слуха будут доносится удивительные природные звуки. 
        Звучащий мир вокруг нас постоянно, особенно в природе, ставит своеобразные задачи нашему слуху. Что звучит? Где звучит? Как звучит? Услышать музыку в природе – это  вслушаться в звучание дождя, ветра, шороха листьев, морского прибоя, определить, громкая она, быстрая или едва слышная, струящаяся. Подобные наблюдения в природе обогащают музыкально-слуховой опыт ребенка.
          Прогулки на природе, особенно – с детьми, приносят море удовольствия. Поход в лес может стать настоящим приключением! В лесу интересно в любое время года: здесь можно понаблюдать за животными и насекомыми, растениями, цветами, грибами, а сколько разных звуков можно услышать в лесу, почувствовать красоту звуков. Самых разных. Шум реки, леса, ветра и особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им, как красивы лес, радуга, цветущий луг, ночное небо и т.п. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: «Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво». Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к слушанию музыки.
           В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и музыкальные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.
Уважаемые родители, вместе с детьми можно изготовить музыкальные инструменты. Материалом, который превращается в звучащий инструмент, может быть:
•  стебель одуванчика, если посередине стебелька сделать небольшой надрез, слегка дунуть в стволик в месте надреза и извлечь звук;
•  обыкновенный лист дерева, если его расположить между двух больших пальцев и направить струю воздуха в образовавшуюся щель;
• стручок акации, если из него аккуратно удалить горошины и, слегка расщепив, обрезать с одной стороны, а затем дунуть в получившуюся пустотелую трубочку;
•  травинка, если ее зажать губами на концах и превратить как бы в эластичный «язычок»,то, втягивая воздух в себя, можно извлечь нежный звук;
• тонкая полоска бересты, если ее поместить между губ, при их соприкосновении и вдыхании воздуха в легкие издает красивый звук, похожий на трель птиц;
• желудь – свисток, если подобрать один желудь и оторвать «шляпку» - маленький купол, который закрывает жёлудь, как крышечка. Из неё сделать маленький свисток Разместить «шляпку» полой стороной вверх между указательным и средним пальцами руки, сжатой в кулак. Упритесь костяшками пальцев в нижнюю губу и дуй поверх края желудя. Свист будет очень громким!
Изготовленные музыкальные инструменты в основном в летний период из непрочного растительного материала, недолговечны. Но ценность таких инструментов состоит в том, что их мастерили сами дети. Инструмент, сделанный своими руками, первые звуки и мелодии, самостоятельно извлеченные из него, пробуждают у детей интерес к творчеству и приобщают к народной музыке.

«Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями» Липатова Е.Е. (03.06.2024)

Консультация для родителей «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

"Поиграем со звуками"  Волынская О.С. (06.05.2024)

Консультация для родителей. «ПОИГРАЕМ СО ЗВУКАМИ»

Десять причин заниматься музыкой Радионова И.В. (12.04.2024)

 Несмотря на то, что ребенок фальшиво орет песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить; несмотря на то, что ребенку вообще некогда – английский, танцы, плавание и прочая… Есть веские причины все это преодолеть и все-таки заниматься музыкой, и эти причины должны знать современные родители:
1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличии от героев спорта, играя на инструменте, нельзя сломать ни шею, ни руку, ни даже ногу. Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
3. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, струны или клапаны, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Энштейн играл на скрипке, а профессора физики и математики Оксфорда составляют 70 % членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской  палки.
4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; затем младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны – литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но еще раньше был Звук.
5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IТ – инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок – музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным  и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придется в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес - империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
7.  Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и поэтому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
8.  Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline– срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – этот максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. А как же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает жить и мыслить в нескольких направлениях. Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребенку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
10.  И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
       Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

«Какую музыку выбрать для слушания с ребенком»  Липатова Е.Е. (13.03.2024)

Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить. Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо?

Есть несколько простых правил:

1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают.

2. Отбирайте музыкальные произведения по принципу мелодичности и легкости звучания. Старайтесь выбирать музыку без ярко выраженных ударных партий.

3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.

4. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности,  клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике.

5. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними, но не забывайте следить за реакцией ребенка на ту или иную песню или мелодию - если ребенок выражает недовольство, смените песню. Музыка должна вызывать у ребенка ощущение комфорта!

6. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

7. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

«Воспитание экологической культуры детей средствами музыки». Волынская О.С. (21.02.2024)

Экология и музыка - как связать эти два широких понятия?
Экология -это наука, а музыка  один из видов искусств? 
Чтобы ответить на этот вопрос нужно дать определение, что такое экология, и что такое искусство.
     Искусство воссоздает художественную, чувственную модель мира, а наука экология изучает взаимоотношение человека с окружающей его природной средой.
      Наука экология достаточно молода. Возникла она в период,  когда человеческая цивилизация подошла к черте самоуничтожения, и осознала что мир, в котором живет человек, не так уж велик и бесконечен, что земля наш общий дом, отсюда и греческий корень в названии – «экос» – дом.
       Чем же музыка может помочь в решении проблем экологии, ведь музыка – это один из самых загадочных и абстрактных видов искусств?
     Ответ сразу  напрашивается – мы будем с помощью музыки  воспитывать в детях эстетическое чувство  прекрасного,  любовь к природе, доброту. И для этого необходимо использовать лучшие музыкальные образцы  творчества русских и зарубежных композиторов, а так же фольклор.  
        Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Важно не только научить его понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное  в окружающем нас мире.
    Экологическое воспитание дошкольников будет более успешным, если
использовать музыку и различные виды  музыкальной деятельности  на занятиях по экологическому воспитанию.
      Часто мы видим, как ребёнок, не задумываясь, обрывает листья на деревьях, давит муравья, срывает цветок и, немного поиграв, их выбрасывает. Как хочется научить его понимать всю красоту природы, бережно относиться к ней, сознавать, что всё это – живое  и неповторимое. Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить  восприятие ребёнка эмоционально-положительным отношением – вот задачи, которые успешно решают все виды  музыкальной деятельности, воздействуя на эмоциональную сферу дошкольника.
     В психолого-педагогической литературе, посвящённой изучению эмоционального развития дошкольника, утверждается, что отклик у ребёнка вызывают лишь те объекты, которые включены в поле его формирующихся ценностей. Слушая «Жаворонка» М.И.Глинки, произведения  из музыкального цикла «Времена года» П.И.Чайковского, исполняя песню воробышка, танец осенних листочков или мотыльков, ребёнок воспринимает себя частью природы, творчески постигает её красоту, происходит становление его эстетических и нравственных чувств направленных на восприятие  природы.
      Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Под влиянием музыки развивается у ребёнка художественное восприятие, богаче становятся переживания.   
    Хорошо представлены темы природы в программе по слушанию О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»: тема III  называется «Музыка рассказывает о животных и птицах»,  IV - «Природа и музыка»  (Для всех возрастов).  
    Слушая, например, пьесу П.И. Чайковского «Песня жаворонка» и не зная еще ее названия, а воспринимая лишь спокойный, светлый характер мелодии, дети, даже имеющие одинаковую подготовку, будут переживать и мыслить по-разному. У одних может возникнуть представление о картине природы, о птицах. Другие могут почувствовать лишь характер музыки: «тихая, легкая, нежная». У третьих появятся приятные чувства, которые ассоциируются с определенными жизненными явлениями. Педагог должен словесными пояснениями вызвать конкретные переживания и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности, которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ поющего жаворонка.    
    Но  наряду с произведениями классической музыки, необходимо включать в репертуар ребёнка произведения написанные детскими композиторами  для детей: песни «Радуга» муз. Е.Архиповой, «Всё знать» муз. Е. Филипповой, «Милый  мой дом» муз. М.Еремеева, «Золотая красавица» муз. Е.Никитиной, «Дождик» муз.М.Быстрова, «Снег идёт» муз.М.Еремеевой, «В Ярославле снегопад»  муз. С.Кожуховской, «Зеркальце весны» муз. Е Гомоновой, песни «О Родине» и др.  Дети с удовольствием поют эти песни не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. 
        В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые можно использовать для музыкально-экологического развития детей, например: песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина "Ты слышишь, море", М. Дунаевского "Непогода" и др.
      Дети очень любят игровую ритмику.  «Путешествуя» к бабушке в деревню,  они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки – забавных щенят, козлят, лошадок и поросят, а то и на далёкий Север, где в тундре пасутся  северные олени, бегают шустрые лемминги, песцы, кричат северные чайки.  Правильно  подобранная музыка помогает детям «примерить» на себе тот или иной образ, ощутить себя, то диким и свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой.
    Любят дети и танцевать под русские народные песни: «Орешина», «Светит месяц», «Калина», «Как за нашим за двором», «Зорюшка», «Зимушка-зима», «Ой, снег-снежок» и др. 
     Большая  роль в экологическом воспитании  отводится  праздникам и развлечениям в ДОУ.  Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу для  развития эколого-эстетических качеств.  На праздниках  исполняются песни, танцы, стихи о природе.    Старичок-Лесовичок,  прежде чем пригласить ребят в лес, расскажет им - как  нужно в лесу себя вести, Кикиморе  ребята  помогут очистить от мусора болото, чтобы в нём могли жить её подружки-лягушки, а  от Лешего  дети узнают о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших зверей, и не нужно их топтать и уничтожать.  Развлечения экологической тематики:  «Сказка о Коте, Вороне и Грачах», «Соловьиный день», «Сказка о бабочке капустнице и красках»,  «Как лягушки подружку себе искали», «Лесной переполох», «Лечебный шиповник», «Проделки Леших», праздники Осени, Зимы, Лета, Весенние праздники.
       С уверенностью можно сказать, что ребёнок, получивший экологическое образование в детском саду, никогда не обидит живое существо, не разрушит муравейник, не разорит гнездо птицы.
     Использование   музыки в экологическом воспитании – даёт возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем раньше мы  донесём  до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание. 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике