Учитель-логопед

"Играем и закрепляем поставленный звук" Семенихина Н.Ю. (04.02.2025)

  Научить ребёнка тому, что его не интересует, очень сложно - для достижения результата ребёнка нужно заинтересовать. Эффективность логопедической помощи во многом зависит от того, насколько удастся превратить однообразную работу над закреплением звука в занимательную игру. С помощью игры родители легко могут вовлечь своего ребёнка в это занятие незаметно и ненавязчиво - ребёнок даже не обратит внимания на то, что выполняя условия игры, он решает основную задачу – закрепление правильного произношения поставленного звука. Такие игры целесообразно использовать непосредственно во время автоматизации звука, поставленного логопедом в детском саду.

1 игра - «Мозаика». Ребёнок выкладывает поочерёдно фигурки (например, из мозаики) с одновременным проговариванием слогов или слов. 

2 игра – «Мяч». Произнося слова с поставленным звуком, ребёнок перекатывает или передаёт взрослому мячик небольшого размера (можно взять шарик от пинг-понга).

3 игра «Забор». Ребенок рисует вертикальные линии или выкладывает счётные палочки и параллельно проговаривает слоги и слова с поставленным звуком. 

4 игра - «Кнопки». Предложите ребенку давить пальчиком на кнопки (нарисованные круги, квадратики или прямоугольники; можно ещё использовать кнопки игрушечного телефона) и одновременно произносить слог или слово с поставленным звуком. Сколько нажатий, столько и повторов. 

5 игра «Кубик». Нужно бросить кубик, а затем произнести слог или слово с поставленным звуком столько раз, сколько точек выпало на боковой грани кубика. 

6 игра - «Бусы». Ребёнок проговаривает речевой материал, выученный с логопедом, перебирая крупные бусины или пластмассовые шарики, нанизанные на леску или нитку. 

7 игра - «Здравствуй, пальчик». Пальчики поочерёдно здороваются с большим пальцем. При касании нужно произнести слог или слово со звуком. Касания нужно выполнять сначала правой рукой, потом – левой, и затем – обеими руками одновременно. 

         Самое важное для детей то, что вы искренне интересуетесь логопедическими занятиями в детском саду и радуетесь их успехам. Занимаясь каждый день с вашим ребёнком, вы непременно ускорите результат и получите удовольствие от совместной деятельности.

«Как учить стихи с дошкольниками». Мозжина Т.М. (13.01.2025)

Все родители понимают, что учить стихи с детьми необходимо. Это отлично развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, формирует «литературную» речь. Существуют различные методы заучивания стихотворений, независимо от методов, следует соблюдать основные этапы: 
Первый этап. Ребенку читают стихотворение выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова. Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Чем меньше ребенок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов (прилагательных) должно быть в тексте. 
Второй этап. С ребенком беседуют по содержанию стихотворения Это надо для того, чтобы у ребенка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения. 
Третий этап. Дать ребенку такую установку: сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай. Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает 2-3 раза в медленном темпе. После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет. 
Четвертый этап. Ребенок рассказывает с небольшой помощью взрослого. «Давай я буду начинать, а ты продолжать» и подсказывать первое слово в строке. 
Пятый этап. Через некоторое время или на следующий день повторить еще раз стихотворение (прочитать, а ребенок рассказывает) и очень эмоционально похвалить ребенка. 
       Что еще влияет на быстроту запоминания стихотворения? Объем. Если текст большой по объему, это сразу же пугает ребенка. Для детей 3- 4 лет нормальный объем – это 2-3 четверостишья. Для старших дошкольников - 3-5 четверостиший. Значимость. Если ребенок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей. Это может быть подарком для кого-то: мамы, бабушки, Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя. Время. Уже давно замечено, что заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание. Ритмичность. Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее. Повторяемость. Специалисты советуют читать как можно больше рифмованных потешек,  загадок и сказок.              Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Со временем слова сами по себе запоминаются, а память ребенка уже натренирована воспринимать и запоминать рифмы; ему это становится привычным и понятным. Эмоциональность. Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Соответствие темпераменту. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, такие, под которые можно двигаться. Деткам спокойным - размеренные, плавные. Иллюстрации. Есть дети, которым иллюстрации помогают запомнить стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв картинку. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Совместная работа учителя -логопеда и родителей как одно из условий успешной работы с детьми с речевыми нарушениями. Мельтьева Н.В. (09.12.2024). 

Иногда, умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят; не всегда правильное произношение наблюдается также у ребёнка, который по каким-либо причинам пропустил много занятий по развитию речи в детском саду. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, над общим речевым развитием.
           Своевременное формирование правильного произношения очень важно для развития общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу — для усвоения школьной программы.
Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями. Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка. Без вашей помощи исправить речь у него невозможно.
      Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и выполнить задания логопеда. Поддерживайте с логопедом постоянную обратную связь, так как не зная сущности работы, вы не сможете эффективно выполнять домашние задания.

  • В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.
  • Соблюдайте точность и последовательность выполнения заданий.
  • Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
  • Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
  • Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
  • Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

     Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции до конца.
       Старайтесь не поручать эту работу родственникам, так как они не смогут заменить вас в таком трудном деле. Если это невозможно, то необходимо подробно проинструктировать человека, занимающегося с ребенком по заданию логопеда, что и как необходимо выполнять, далее регулярно контролировать процесс выполнения заданий и навыки ребенка. Регулярные упражнения помогут развить мускулатуру органов речевого аппарата и усвоить правильную, ритмичную речь.
           Помните, что по мере взросления, привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Исправить, либо значительно улучшить речь ребенка можно при условии выполнения правил логопедической работы и систематических занятий.

«Весело играем - звуки закрепляем». Трофимова А.С. (14.11.2024)

Наконец-то!
       На индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить тот или иной звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Как сделать этот трудоемкий, длительный процесс интересным для ребенка? Играть!
        Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт. 
       Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. 
        Уважаемые родители! Если Вы будете обращать внимание ребёнка на правильное произнесение звука, играть с ним в речевые игры, поправлять его, то автоматизация звуков пройдёт намного быстрее и качественнее.   Часто можно слышать: «Мы не можем дома с ребёнком заниматься, это сложно - нужны какие-то особенные игры и картинки». 
Хочу убедить Вас в обратном - для занятий с ребёнком можно использовать доступные материалы и любые настольно – печатные игры, которые есть дома. Главное – захотеть помочь своему ребёнку! 
Поиграйте с детьми в игры и упражнения для закрепления правильного произношения:

«Повторялки». Ребенок бросает игральный кубик. Сколько точек выпадает, столько раз повторяется звук, слог, слово, предложение.

«Эхо». Повторить каждое слово 3 раза с разной силой голоса.

«Исправляй-ка».Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку. Ребёнку понравится выступить в роли взрослого, учителя.

«Стоп-игра». Называйте любые слова. Ребенок говорит «стоп» (топает ногой, стучит ладошкой по столу), если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок.

«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую, улицу, в магазин) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

«Кто больше?» Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

«Клубок».  Называть картинки: по кругу, слева направо, справа налево, в разброску. Начиная с любой картинки, одновременно руками «наматывать нить на клубок. Темп речи зависит от движения руки.

«Снежный ком».  Называть картинки с повторение предыдущих: рак; рак, карась; рак, карась, корова; рак, карась, корова, ворона …

«Мы—артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (весело, удивленно, радостно, сердито, грустно, по секрету, обиженно.). На первых этапах закрепляемый звук произносить чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя?» Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнять только те просьбы, которые он произносит правильно.

«Справа от…». Назвать все предметы, расположенные справа от, слева, под, над, перед, между.

«Добавь слова». Посоревнуйтесь в распространении предложений: кто больше добавит слов с закрепляемым звуком.
Пчела летит. 
Пчела летит в улей.
Полосатая пчела летит в улей. 
Полосатая трудолюбивая пчела летит в улей.
И т. д.
Художники. Учим тексты и к любой скороговорке, чистоговорке, стихотворению рисуем картинки.

Помните! Выполняя эти рекомендации, Вы не только устраняете неправильное звукопроизношение, но и развиваете мышление, память, внимание, обучаете грамоте!

Успехов и радости Вам в общении с ребенком!

«Обогащаем словарь дошкольника» Пшиченко А.Н. (15.10.2024)

 Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.
   В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.
  Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
     Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.
Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями.
     Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).
    В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов и синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Как развивать словарь ребенка?
Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:
• обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
• уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
• активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
• устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.
Стимулируйте развитие словаря посредством:
• наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
• рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
• показа фильмов и последующего обсуждения;
• чтения художественных произведений;
• дидактических игр, словесно-логических упражнений.
Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.
Игры и упражнения для развития словаря.
В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.
Упражнения с существительными.
Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.
Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»
Упражнение с глаголами.
Попросите ребенка ответить на вопросы:
1. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)
2. Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)
3. Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится)
4. Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)
Упражнения с прилагательными.
Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)?
Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)
Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)
Упражнения с наречиями.
Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):
1. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
2. Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
3. Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
Дорогие родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книги и обсуждать прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой.

Дислалия или дизартрия. В чем разница?  Абакумова С.И. (13.09.2024)

 И  при дислалии, и при дизартрии нарушается звукопроизношение. Например, у двух детей могут быть нарушены одни и те же звуки [Ш], [Ж], [Л], [Р], [Р’], но в одном случае логопед предполагает дислалию, а в другом - дизартрию. В чем разница?
Дислалия – это более легкое по своей сути нарушение, так как оно не связано с органическими поражениями нервной системы. 
Ребенок может не выговаривать звуки оттого, что:

  • у него есть аномалии в строении органов артикуляционного аппарата (неправильный прикус, аномалии зубного ряда, маленький или большой язык, высокое небо, укороченная подъязычная связка и прочее);
  • он плохо распознает звуки речи (недостаточно сформирован фонематический слух);
  • у ребенка не сформировался артикуляторный образ звука (не понял, не знает, какое положение должны принять губы, язык, чтобы произнести нужный звук);
  • у ребенка не было правильного образца речи (родители сами имеют нарушения звукопроизношения).

    Если дислалия не связана с аномалиями строения органов артикуляционного аппарата, устраняется она довольно быстро – от одного до шести месяцев.
    При дизартрии все намного дольше и труднее. В этом случае нарушения звукопроизношения носят более стойкий характер, так как связаны с органическими поражениями  нервной системы.  При этом, количество нарушенных звуков может быть меньше, чем при дислалии, а времени на их постановку и автоматизацию - закрепление уйдет значительно больше. Например, два-три звука можно ставить и автоматизировать год.
Если при дислалии звук может просто отсутствовать (рука=ука) или заменяться другим (рука=лука), то при дизартрии звуки всегда искажаются, то есть заменяются несуществующими в русском языке звуками. Ребенок произносит их так, как может.
Нарушенное звукопроизношение при дизартрии сопровождается нарушениями общего тонуса мышц, мышц органов артикуляционного аппарата, нарушениями координации движений, речевого дыхания и голоса. Проявления их могут быть различны: от легких, незаметных невооруженному глазу, до тяжелых, делающих речь непонятной для окружающих. “У него каша во рту” – это, как правило, про дизартрика.
НА ЗАМЕТКУ: логопед знает особенности проявления дизартрии и умеет их устранять, НО диагноз ставит врач-невролог. Врач назначит вашему ребенку лечение, при жалобах  на задержку речевого развития, на долгую автоматизацию поставленных звуков, на плохую память при заучивании стихов, на нарушение слоговой структуры речи и других.
Возможные заключения логопеда при дислалии: фонетическое недоразвитие речи (ФНР), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ) или фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
      Возможные заключения логопеда при дизартрии: фонетическое недоразвитие речи (ФНР), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР).
К заключениям ФФНР и ОНР нужно отнестись особенно внимательно! Если их не исправить в дошкольном возрасте, в школе у ребенка возникнет множество ненужных проблем с письменной речью и, как следствие, с успеваемостью.
ВАМ ПОСТАВИЛИ ДИЗАРТРИЮ, не пугайтесь - все можно скорректировать, если ее выявили на раннем сроке у вас достаточно времени впереди. Работая с дизартриками,  много лет  уверяю Вас, что  время и терпение + труды ребенка, при необходимости  логопедический массаж  + заинтересованность ВСЕХ в семье + системные занятия = ВСЁ обязательно получится.
ЧТО ДЕЛАТЬ: 

  • Регулярно!!! не менее 2 раз в неделю занятия с логопедом.  
  • При введении в речь уже поставленных специалистом звуков без помощи всей семьи не обойтись!!!
  • Логопед + время = результат. 

И ГЛАВНОЕ: не теряйте время, т. к. быстро дизартрию не скорректировать. При пропусках занятий по болезни, контроль сформированных умений и поставленных звуков всей семьей. И к школе никто даже не заметит, что у вас когда-то был подобный диагноз. Всё у вас получится и БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

"Роль детской книги в речевом развитии детей. Учимся рассказывать". Савельева В.В. (07.08.2024)

 Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу   повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.   
     Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным эпизодом в его жизни.
Но, чем же так страшно детское «нечтение»? Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.
    В-третьих, не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Формально – люди грамотны, они пишут, и читают, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.
Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
    После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:
• в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т.п.;
• сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;
• предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;
• предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;
• написать письмо своему любимому герою или автору сказки;
• сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);
• придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;
• рассказать историю от лица любого героя или предмета;
• описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т.д.
Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации.  Пшиченко А.Н.  (08.07.2024)

   Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
       Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. 
    Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. 
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики нужно соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 
2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, следует помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.

       Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Игры с ребенком для профилактики нарушений чтения и письма. Мельтьева Н.В. (14.06.2024)

Рекомендации для родителей по профилактике нарушений чтения и письма.

    Проблема нарушений процесса чтения письма - одна из самых актуальных для школьного обучения. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений чтения и  письма-дислексиии и дисграфии, у детей обусловлен тем, что чтение и письмо как деятельность играют важную роль в жизни человека: они стимулируют его психическое развитие, обеспечивают общеобразовательную подготовку, влияют на формирование личности. Нарушения чтения и письма являются наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов.  Нарушения формирования процессов чтения и письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
    Чтобы предотвратить в будущем нарушения чтения и письма, с ребенком нужно выполнять следующие игры и упражнения:
- рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек, лепить буквы из пластилина, обводить их и дорисовывать;
- заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв и их направление, например, «[Щ] — как щетка — три щетинки, даже ручка есть на спинке»;
- угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка;
- обсуждать и “оречевлять” схему написания буквы: из каких частей состоит буква и куда смотрят части букв (например, буква [К] - длинная вертикальная палочка- это «спинка», из середины «спинки» вправо идут 2 короткие палочки - одна наискосок вверх «рука», другая наискосок вниз «нога».
    Одновременно надо развивать внимание ребенка, используя упражнения на зрительно-пространственную координацию (письменные и устные):
- сравнить две картинки и найти отличия, употребляя такие выражения, как слева, справа, вверху, внизу, в левом верхнем углу и т.д;
- пройти по лабиринту;
- дорисовать недостающие детали;
- продолжить узор;
- запомнить и повторить предметы, нарисованные на листе бумаги и т.п.
     Нередко причина нарушений чтения и письма кроется в дефектном произношении ребенка, поэтому ребенку необходимо исправление звукопроизношения с участием логопеда. Как только логопед поставит правильный звук, можно начинать работу по дифференциации смешиваемых звуков в играх и упражнениях. 
Необходимо научить ребенка различать правильно произносимый звук и тот звук, которым он его раньше заменял (научить дифференцировать). Для этого есть специальные упражнения, например, при различении звуков [Р] — [Л], если ребенок ранее говорил звук [Л] вместо [Р]:
- Хлопни, когда я назову звук [Р] и топни, когда услышишь звук [Л];
- Покажи символ звука [Р], если услышишь его, а символ звука [Л], если его услышишь (взрослый называет вразбивку сначала звуки, потом слоги и наконец слова с отрабатываемой парой звуков)
- Повтори за мной (запиши за мной) цепочку звуков, цепочку слогов, слов (л р р, л р л, л л р л, ла ра ла ра, ла ра ра, ла ла ра ла, лак рак лак лак, рак рак лак рак…)
     Работа по развитию фонематического восприятия строится на основе дифференциации пар звуков, сходных по некоторым признакам (например, звонкость – глухость или твердость-мягкость).
Поэтому, обязательно проводим работу по различению смешиваемых букв и звуков: отрабатываем различение звуков в парах, например [К]—[Г]; сначала каждый из звуков выбранной пары отрабатывается отдельно (сначала [К], потом [Г]), затем даются упражнения для различения этих двух звуков в словах и предложениях (звуки [К] и [Г] присутствуют в одном слове одновременно).
Очень полезны будут «корректурные пробы», когда дается задание в любом тексте (можно взять страницу из любой старой книги) надо найти и подчеркнуть в первом абзаце (обвести, зачеркнуть) определенную букву (например, букву [К]). Затем в следующем абзаце так же отмечаем букву Г. Усложнение задания: букву [К] обвести, а букву [Г] подчеркнуть. В дальнейшем это упражнение можно делать и на скорость.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза требует работы по следующим направлениям:
1) звуковой анализ и синтез;
2) слоговой анализ и синтез;
3) анализ и синтез на уровне предложений.
    Упражнения по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
 - детям предлагаются задания по называнию звуков в слове — назови все звуки подряд в слове «полка»: п, о, л, к, а;
 - выделение только гласных или только согласных звуков в слове — назови только гласные звуки подряд в слове «ворона» — о, о, а;
 - словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например:    - собака — капуста — стакан…
- деление слов на слоги: назови, из каких слогов состоит слово ученик — у, че, ник;

  •  составление слов из различных букв и слогов: составь слово из букв «А, К, М» — мак;
  •  составление предложений из слов, например девочка, из, вышла, дома — Девочка вышла из дома. 

    При аграмматической дисграфии особое внимание надо уделить чтению по слогам с орфографическим проговариванием, т.к. при написании ребенок опирается на внутреннее проговаривание.
Предлагаются специальные упражнения для устранения всех основных групп аграмматических ошибок, например:
 - при заучивании словарных слов надо нарисовать картинку, вписав в нее слово с буквами, которые надо запомнить, потому что они не проверяются, например, фонтан — ребенок рисует фонтан, выходящий из буквы О;
 - обязательно использовать прием «орфографического чтения вслух» — когда мы читаем именно так, как пишется слово Что, а не што в разговорной речи, кОраБЛь, а не кАрабль , мОлОко, а не малако;
 - быстро назвать ударную гласную в слове (малина — [И], летний — [Е] и т.п.);
 - убрать слово, которое не является родственником с остальными словами, например: водный, вода, водяной, водитель — лишнее слово «водитель».
Добавлю, что все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок сохранял интерес к занятиям. Механическое «натаскивание» вызовет лишь негативную реакцию и не приведет к результатам.

«Весело играем – звуки закрепляем». Трофимова А.С. (06.05.2024)

 На индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить тот или иной звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Как сделать этот трудоемкий, длительный процесс интересным для ребенка? Играть!
     Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. 

Уважаемые родители!

    Если Вы будете обращать внимание ребёнка на правильное произнесение звука, играть с ним в речевые игры, поправлять его, то автоматизация звуков пройдёт намного быстрее и качественнее.   Часто можно слышать: «Мы не можем дома с ребёнком заниматься, это сложно - нужны какие-то особенные игры и картинки». 
Хочу убедить Вас в обратном - для занятий с ребёнком можно использовать доступные материалы и любые настольно – печатные игры, которые есть дома. Главное – захотеть помочь своему ребёнку! 
Поиграйте с детьми в игры и упражнения для закрепления правильного произношения:

  • «Повторялки». Ребенок бросает игральный кубик. Сколько точек выпадает, столько раз повторяется звук, слог, слово, предложение.
  • «Эхо». Повторить каждое слово 3 раза с разной силой голоса.
  • «Исправляй-ка».  Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку. Ребёнку понравится выступить в роли взрослого, учителя.
  • «Стоп-игра».  Называйте любые слова. Ребенок говорит «стоп» (топает ногой, стучит ладошкой по столу), если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок.
  • «Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую, улицу, в магазин) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.
  • «Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.
  • «Кто больше?» Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.
  • «Клубок».  Называть картинки: по кругу, слева направо, справа налево, вразброску. Начиная с любой картинки, одновременно руками «наматывать нить на клубок. Темп речи зависит от движения руки.
  • «Снежный ком».  Называть картинки с повторение предыдущих: рак; рак, карась; рак, карась, корова; рак, карась, корова, ворона …
  • «Мы—артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (весело, удивленно, радостно, сердито, грустно, по секрету, обиженно.). На первых этапах закрепляемый звук произносить чуть дольше обычного.
  • «Можно или нельзя?»Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнять только те просьбы, которые он произносит правильно.
  • «Справа от…». Назвать все предметы, расположенные справа от, слева, под, над, перед, между.
  • «Добавь слова». Посоревнуйтесь в распространении предложений: кто больше добавит слов с закрепляемым звуком. Пчела летит. Пчела летит в улей. Полосатая пчела летит в улей.  Полосатая трудолюбивая пчела летит в улей. И т. д.
  • Художники. Учим тексты и к любой скороговорке, чистоговорке, стихотворению рисуем картинки.

Помните! Выполняя эти рекомендации, Вы не только устраняете неправильное звукопроизношение, но и развиваете мышление, память, внимание, обучаете грамоте!
Успехов и радости Вам в общении с ребенком!

Игры и упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста. Пшиченко А.Н. (19.04.2024)

 Ритм входит в нашу жизнь с детства. Всё окружающее нас, живёт по законам ритма: смена времён года, дня и ночи, возрастные процессы, биение сердца, и многое другое подчинено определённому ритму. Грудной ребёнок, слыша музыку, начинает радостно улыбаться, хлопать в ладоши и лепетать, приплясывать на руках у матери. Мы видим, что чувство ритма заложено в каждом ребёнке от природы и формируется параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Поэтому так важно не упустить момент и создать условия для развития музыкальности и ритмичности вашего малыша. 
       Развитие чувства ритма является одной из важнейших предпосылок развития речи.
Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта.
        Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.
Вначале тренируем ребенка на восприятие и правильное воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов (.. .. .., … … …).
Используйте любой предмет, которым можно отстучать ритм песенки или стихотворения (ложку, палочку, молоточек, пластмассовый стаканчик, кубик) научите таким играм и друзей ребёнка.
Далее даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками (.._, …_, _.._, _.., _..._, .._..).
      Затем ребенка упражняют в сочетании движения и речи: маршировка и гимнастика под счет или стихи, прошагивание, прохлопывание, простукивание слов.

Игры с ритмом

БАРАБАН
       Взрослый произносит слог или слово определённое количество раз (2-5 раз) в медленном или быстром темпе, сопровождая проговаривание ударами по столу, производя их вдоль стола.  Ребёнок должен не только запомнить количество ударов, но и произнести слоги, слова в заданном темпе: «па-па-па-па, или мак-мак-мак» или «па (пауза) па (пауза) па». Детям очень нравится самим проводить данную игру и «задавать» количество слов-ударов и темп проговаривания партнёрам по игре. Такая форма проведения упражнения способствует формированию у детей умения слышать друг друга, работать в едином темпе, выполнять инструкцию друг друга, развивает внимание.

ЗВУКОВЫЕ БУСЫ
  Используются разнообразные бусы с чередованием бусин по размеру или цвету. Дети пальчиками трогают бусину и называют «обозначенное» ею слово. Ребенок выбирает бусы по своему желанию, соответствующие заданному ритму, нанизывает бусины и по готовому ритму проговаривает слова.

РИТМИЧЕСКИЕ ДОРОЖКИ
     Ритмические дорожки, сделанные из фигур разного цвета или размера; ритмические дорожки, отображающие различные темы.  Ребёнок, касаясь поочерёдно каждым пальчиком ведущей руки «объектов» дорожки, проговаривает слова в заданном ритме чередования. Можно дать задание, каким пальчиком «нажимать кнопочки» ритма.

МОСТИК
    Взрослый предлагает построить для выбранного ребёнком героя (мини-игрушки) мостик. Взрослый даёт образец ритма из маленьких картинок со словами с отрабатываемой слоговой структурой или с автоматизируемым звуком. Ребёнок, ориентируясь на образец, «достраивает» мостик. В конце игры ребёнок проговаривает все слова, показывая их указательным пальцем. Возможен вариант, что выбранная ребёнком игрушка «проходит» по мостику, «называя» слова. Затем, закрыв глаза, ребёнок по памяти проговаривает всю дорожку слов.

ЦВЕТОЧНАЯ КЛУМБА
      В данном игровом упражнении тренируется самостоятельное отображение ребёнком   ритма, который задан или взрослым, или цифрами (1:2), или на слух (хлопками, ударами молоточка и т.д.), или зрительной моделью. Ребёнок выставляет начало ритма. Затем, проговорив слова или предложения, берёт соответствующую ритму прищепку в виде цветов и цепляет её к «клумбе» - к боковой стенке коробки в заданном ритме. Возможность выбора вида прищепок, формы «клумбы» поддерживает интерес ребёнка к заданию.

ПАРОВОЗ
     В данном игровом упражнении тренируется самостоятельное отображение ребёнком ритма, который задан или взрослым, или цифрами (1:2), или на слух (хлопками, ударами молоточка и т.д.), или зрительной моделью. Ритм выкладывается из счётных палочек и символизирует железную дорогу. Когда выложен ритмический рисунок, ребёнок проговаривает слова с опорой на визуализированный ритм. Проговорив несколько пар слов, ребёнок «пускает» по железной дороге воображаемый поезд, предварительно «посадив» в него пассажиров, припомнив все пары слов.

Организация логопедических занятий дома. Семенихина Н.Ю. (13.03.2024)

Уважаемые родители! Ежедневные методические рекомендации обязательны в логопедической группе. Без вашей помощи логопед не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в речевом и общем развитии ребёнка. 1. Тетрадь с заданием вы получаете в пятницу (по мере необходимости, выдача тетради может быть увеличена до 2ух раз в неделю), а в понедельник приносите её в группу. В выходные выполняете все задания логопеда: делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику, проговариваете слова, предложения или учите стихотворение для автоматизации поставленного звука. Речевой материал для закрепления того или иного звука можно проговаривать не только дома, но и по дороге в детский сад или на прогулке. 2. Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребёнком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений. 3. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребёнка, если звук автоматизирован в стихотворном тексте. Если же звук только поставлен или автоматизирован в словах и предложениях, то в самостоятельной речи ребёнок не может произнести его правильно. 4. В выходные дни домашнее задание выполняйте в первой половине дня. Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику делать перед зеркалом. 5. Оказывайте ребёнку необходимую помощь, а не выполняйте за него задание. 6. Не стоит выполнять все заданиия сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10 – 15 минут. 7. Занимаясь с ребёнком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

«Профилактика нарушений чтения и письма у будущих первоклассников» Мельтьева Н.В. (06.02.2024)

Консультация для родителей «Профилактика нарушений чтения и письма у будущих первоклассников»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике