Инструктор по физической культуре

Рекомендации по физической культуре для  родителей. Яковец Ж.С. (18.07.2025)

  Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно.
        Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. И зачастую, на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность.               Но не стоит забывать доказанный ученными факт: чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует его интенсивному интеллектуальному развитию. Во время ходьбы, бега, лазанья и других движений ребенок сталкивается с целым рядом предметов и познает их свойства (тяжелый, легкий, большой, мягкий  и т.д.). Он учится ориентироваться в пространстве, овладевая понятиями «далеко – близко» , «высоко-низко».
      Предлагаю простые рекомендации, по поддержанию интереса ребенка к физическим упражнениям и в целом к спорту.
1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не проявляйте пренебрежение к физическому развитию, так как пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен.
Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребенок.
Часто ребенок живет под грузом запретов: «не бегай», «не шуми», «не кричи громко».
Ущемление потребности в самовыражении особенно сказывается на снижении самооценки и активности растущего человека.
Вы должны хорошо знать потребности и возможности своего ребенка, как можно полнее учитывать их.
2. Всемерно поддерживайте в своем ребенке высокую самооценку - поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите еще большее старание. Высокая самооценка - один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашнее задание или утренняя гигиеническая гимнастика.
3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями (активной игры), постарайтесь понять, почему ребенок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей, какова причина его негативных реакций (усталость или какое-то скрытое желание - например, ребенок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт.
4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия (активной игры), если ребенок не желает заниматься.
Выясните причину отказа, почему ребенок не желает заниматься, устраните ее и только после этого продолжайте занятие.
5. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи.
Помните: ребенок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он болезненно реагирует на то, что окружающие считают его слабым и неумелым. Дайте понять ребенку, что вы уважаете его чувства, желания, мнения и считаетесь с ними.
6. Определите     индивидуальные приоритеты ребенка в выборе физических упражнений. Хотя практически всем детям нравятся подвижные игры, но некоторым из них не хватает каких-то качеств, например физической силы. Не отказывайте ребенку в просьбе купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания (он хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма в силе и ловкости).
7. Не меняйте слишком часто набор физических упражнений (движений, активные игры), пусть ребенок выполняет комплекс упражнений, который ему нравится, как можно дольше, чтобы прочно усвоить разучиваемые движения.
8. Требуйте, чтобы ребенок, соблюдая культуру выполнения физических упражнений, не допускал расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава, все делал «взаправду».
9. Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст, настроение, желание.
Не применяйте к нему строгих мер, старайтесь приучать его к физической культуре собственным примером.
10. Помните три незыблемых закона, которые должны сопровождать вас в воспитании ребенка:

ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ И ТЕРПЕНИЕ!
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Физическое воспитание детей раннего возраста. Инструктор по физкультуре Харькова Е.В. (27.06.25)

       Роль физического воспитания в развитии ребенка раннего возраста имеет огромное значение. Поднимаясь вначале главным образом через посредство двигательной деятельности по ступеням самосознания, ребенок крепнет и развивается не как отдельное, изолированное существо, но как будущая социальная личность, так как именно познание своих сил и степень веры в них, приобретаемые в процессе действия, в большой степени определяют социальные черты личности и положение ее в окружающей среде.
Чтобы ребенок рос здоровым, уравновешенным, физически крепким, имел хороший аппетит, полноценный сон надо строго придерживаться режима. Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течении суток. Сон, еда, прогулка, занятия проводятся в определенной последовательности. Ритмический распорядок жизни способствует нормальному развитию детского организма.  «Правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключения, кроме тех случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами» А.С. Макаренко.
        В первые 3 года жизни происходит интенсивное физическое развитие ребенка — быстро увеличивается рост, масса ребенка.
Организм ребенка очень пластичен. Систематически проводимые оздоровительные мероприятия оказывают положительное влияние на его развитие. Поэтому  правильная организация физического воспитания является одним из наиболее существенных разделов воспитания ребенка.
В то же время самые ничтожные ошибки легко могут вызвать различные нарушения в здоровье ребенка и в состоянии его нервной системы. Поэтому правильная организация физического воспитания является одним из наиболее существенных разделов воспитания ребенка раннего возраста.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
      Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Детям необходимо обеспечить потребность в движениях. С момента рождения ребенок стремиться к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающего организма.
Во время выполнения движений с детьми воспитатель активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремленность. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.
Как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию является подвижная игра. Игры проводятся со всеми детьми или подгруппой. Индивидуальная работа направлена на активизацию малоподвижных детей. Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи.    Она является одним из основных компонентов двигательно- пространственных упражнений.
       Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными помогают специально организованные занятия по физической культуре. Занятия следует строить, учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и целесообразность упражнений.
Правильно подобранные комплексы должны предусматривать педагогически необходимую и физиологически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.
       В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное в это время компенсируется в дальнейшем с большим трудом. Мышечная система у маленьких детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребёнка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3 - летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лёжа на спине, необходимо, чтобы ребёнок лежал прямо. Следует исключать упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т.п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием.
           Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому полезно поэтому упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.
Известно, что маленькие дети очень нуждаются в кислороде, дышат поверхностно, часто, неравномерно потому, что дыхательная мускулатура еще не вполне сформировалась. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается ёмкость лёгких. Дыхание детей учащается только при возбуждении или физических нагрузках.
         Подвижные игры и занятия по физкультуре нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, помня, что упражнения, в которых ребёнок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны.
Работа сердца в детские годы находится  в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.
       В связи с этим хорошие результаты даёт обучение, если малыш испытывает положительные эмоции (радость, удовольствие, удовлетворение), что активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребёнка, но не следует заставлять его заниматься – принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.
       Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая и двигательная память.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОО. Яковец Ж.С. (13.05.25)

    Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим.
       Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде всего, сохранение и укрепление здоровья детей. Для решения данной задачи, я считаю необходимо создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных способностей и укрепление здоровья детей.
     В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: 
• медико-профuлактические; 
• физкультурно-оздоровительные; 
• здоровьесберегающие образовательные технологии 
     Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании – это технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников; организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды. 
      Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
   Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. 
Элементы здоровьесберегающих технологий: 
Утренняя гимнастика – это набор физических упражнений, направленных на повышение мышечного тонуса. 
Бодрящая гимнастика - это набор физических упражнений, направленных на повышение мышечного тонуса сразу после сна. 
Гимнастика корригирующая – разновидность лечебной гимнастики, направленная на коррекцию деформированного отдела позвоночника. 
Гимнастика ортопедическая – комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение плоскостопия. 
Пальчиковая гимнастика – комплекс мер, который применяется для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), и для решения проблем с речевым развитием у детей. 
Дыхательная гимнастика применяется для укрепления дыхательной мускулатуры детей, в том числе и с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям. Гимнастика для глаз способствует снятию мышечного напряжения с глаз, укреплению мышц. Партерная гимнастика - это комплекс специально подобранных физических упражнений, основной особенностью которых является то, что они выполняются на полу. Партерная гимнастика включает в себя различные упражнения, в положении сидя, лёжа, что обеспечивает отсутствие компрессионной нагрузки на опорно-двигательный аппарат. 
Босохождение – комплекс упражнений, выполняемых босиком в целях закаливания и профилактики плоскостопия. 
Массаж и самомассаж – совокупность приемов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы, является основой для оздоровления организма. 
Релаксация – упражнения и игровые задания на расслабление. Элементы релаксации регулируют настроение и степень психического возбуждения. Подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и является ведущим видом деятельности дошкольника. 
Воздушные процедуры – один из способов закаливания, когда свободно движущийся воздух воздействует на частично или полностью обнаженное тело. 
Стретчинг – это система статических растяжек, направленная на развитие гибкости..
Игровой час. После сна в группе каждый день Комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений
Динамические паузы. Во время занятий 2-5 минут. По мере утомляемости детей. Комплексы физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз
Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, ежедневно Используются только элементы спортивных игр, игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей.
Физкультурные занятия 3 раза в неделю в том числе и на улице (в зависимости от погоды) Занятия проводятся в соответствии с программой
Физкультурные досуги, праздники. Один раз в квартал Эффективная форма активного отдыха.
Здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашего детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков, навыков ведения здорового образа жизни.
Особенности проведения занятий по физической культуре на свежем воздухе.
      Физкультурные занятия проводятся как в помещении детского сада, так и на воздухе.
Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка.
Во время физкультурных занятий, проводимых на воздухе, успешно решаются задачи закаливания, воспитания общей выносливости, чрезвычайно эффективно повышаются защитные функции организма.
     Особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие качества выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты, которые способствуют расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Проведение же таких занятий в спортивной форме при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий эффект. Постоянно меняющиеся метеорологические условия (температура, ветер, влажность) в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей.
Высокая двигательная активность на воздухе усиливает работу сердца, легких, обеспечивает повышенную доставку кислорода к органам и тканям, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ.
    Для обеспечения закаливания детского организма при проведении физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей. Гигиенические требования к одежде предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение свободы движений.
   Очень важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания, так и переохлаждения. Очень важна и воздухопроницаемость тканей, которая обеспечивает вентиляцию пространства под одеждой. Нерациональная одежда, затрудняя испарение, может ухудшить самочувствие ребенка и снизить работоспособность. Поэтому для сохранения нормального теплообмена важно, чтобы ткани хорошо поглощали влагу из пространства под одеждой и удаляли ее наружу. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные, рыхлые шерстяные ткани. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений.
Обувь следует подбирать на 1 - 2 размера больше стопы ребенка, чтобы не нарушать кровообращение и не стеснять ногу. Спортивная обувь должна быть легкой, удобной. Как показали длительные наблюдения и исследования, для физкультурных занятий очень удобны и гигиеничны кеды, которые изготавливаются из прорезиненной ткани с рифленой подошвой. Большое значение имеет стелька (особенно зимой, которая защищает стопу от охлаждения. Стелька изготавливается из гигроскопичного воздухопроницаемого эластичного материала (фетр, сукно, войлок, обладающего малой теплопроводностью. Для сохранения гигиенических свойств спортивной обуви необходимо за ней тщательно ухаживать - чистить, сушить. Влажная обувь усиливает охлаждение ног и может способствовать возникновению простудных заболеваний.
Начинать занятия на открытом воздухе следует в теплое время года: тогда вместе с постепенным снижением температуры воздуха в организме вырабатываются защитные механизмы, предохраняющие его от переохлаждения, происходит приспособление к меняющимся условиям внешней среды и повышается закаленность детского организма. Основным принципом закаливания является постепенность и систематичность. Это в полной мере относится и к физкультурным занятиям на воздухе : проводить занятия надо регулярно, а не от случая к случаю, и стремиться, чтобы все дети их посещали.
     В зимний период года занятия на открытом воздухе можно проводить при температуре воздуха —15—18°С. При температуре воздуха ниже —18°С продолжительность занятий должна быть сокращена до 15—20 мин, и заниматься могут группы детей 2—3-го года обучения. В очень сырые, дождливые и морозные дни физкультурные занятия нужно проводить в зале при открытых окнах. В этих случаях дети надевают на майку и колготки спортивный костюм, кеды без шерстяных носков, а зимой еще и шапочку.
Физкультурные занятия можно проводить перед прогулкой или в конце ее, чтобы увеличить время пребывания детей на свежем воздухе.
В дни физкультурных занятий воспитатель должен правильно распределить двигательную деятельность детей.
Если занятие проводится в начале прогулки, надо тщательно проверить, чтобы все дети после него насухо растерлись, переоделись и вышли на прогулку. Дети, которые потеют, должны после переодевания побыть 10 - 15 минут в помещении под контролем няни, а затем выйти на прогулку. Как показали наблюдения, физкультурные занятия, проводимые в начале прогулки, стимулируют самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры. Поэтому после физкультурного занятия нужно предусмотреть спокойную деятельность детей на прогулке.
Если занятие проводится в конце прогулки, воспитатель должен предложить детям в эти дни в начале прогулки менее подвижные игры. Занятия в конце прогулки рекомендуется проводить в холодное время года, так как дети после активной мышечной деятельности остаются в помещении.
    Особенность проведения занятий на воздухе в холодный период года состоит в повышении двигательной активности детей с целью сохранения теплового баланса. Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря включению в занятие до 5 продолжительных пробежек, использованию фронтального и группового способов организации детей при выполнении основных движений, подбору эстафет и игр.

"Лишние килограммы у детей" Харькова Е.В.(06.04.2025)

   Проблема избыточного веса в настоящее время очень актуальна. Это  обусловлено, с одной стороны, постоянным увеличением  числа детей с этой патологией, а с другой – недостаточно серьезным отношением взрослых к избыточной массе  тела ребенка по отношению к его возрасту и росту. А ведь избыточный вес является  главным признаком ожирения, а оно, в свою очередь, – серьезным заболеванием, в основе которого лежит нарушение обмена    веществ, сопровождающееся избыточным  накоплением  жира в организме. 
     Ожирением  болеют  все  дети любого  возраста,  но пик заболеваемости приходится на 1-й  год жизни, 5-6 лет и подростковый возраст. Ожирение – это превышение  массы  тела больше, чем на 10% от возрастной нормы. Главная причина избыточного веса у детей – перекармливание ребенка в первый год жизни. Основной этап лечения – диетическое питание в сочетании с повышением двигательной активности.
Большое значение имеет физкультура, активация двигательного режима, водные процедуры. Обязательны утренняя зарядка и  вечерние    прогулки   либо пробежки. Применяются массаж,  гимнастика, солевые ванны.

Рекомендуемый комплекс утренней зарядки
    После  4-х лет дети хорошо усваивают предлагаемые им физические упражнения. Если родители вместе с детьми будут заниматься утренней зарядкой, ребенок будет считать это нормой, как умывание и чистку зубов по утрам. Каждое из этих упражнений надо сделать 3-6 раз. После выполнения упражнений необходимо побегать по комнате или на месте, высоко поднимая колени и размахивая руками, потом походить и умыться. Делая зарядку, держаться прямо, голову не опускать, дышать свободно.
      Потягивания с обручем. Взять обруч, встать прямо, ноги расставить на ширину плеч, руки с обручем опущены. Медленно поднять обруч  над головой  и сильно потянуться. Потягиваясь, сделать глубокий вдох. Опуская обруч, сделать выдох.
Достань до пола. Встать прямо, ноги расставить на ширину плеч. Медленно наклониться, не сгибая колени, и достать пальцами до пола. Сгибаясь делать выдох, выпрямляясь – вдох.
    Конькобежец. Широко расставить ноги, руки заложить за спину, сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя корпус в сторону согнутой ноги, как это делают конькобежцы. Выпрямляясь,  делать вдох, наклоняясь – выдох.
    Рыбка. Лечь на грудь, руки вытянуть вдоль туловища, пальцы сжать  в кулаки. Прогнуть спину, руки отвести назад  с разжатыми пальцами (вдох). Затем расслабить мускулатуру, свободно лечь на коврик, сделать выдох.
    Наклоны в стороны. Взять обруч. Встать прямо, ноги на ширине плеч, согнуть руки, заложив обруч за спину. Сделать наклон вправо, затем влево. Обруч при этом должен быть плотно прижат к спине.  

«Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности». Харькова Е.В. (23.03.2025)

 Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчивости, что является составляющим интегрального свойства личности – самостоятельности.
Предпосылки проявления самостоятельности закладываются еще в раннем детстве, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и в какой-то мере может самостоятельно удовлетворять некоторые свои потребности.
Вначале он добивается этого внутри семьи, а затем и в других социальных группах, тем самым приобщаясь к социальным отношениям. К старшему дошкольному возрасту коэффициент самостоятельности ребенка значительно повышается: возрастает его потребность в самостоятельных поступках и действиях.
      Отличительной особенностью самостоятельности дошкольников является ее организованность. В этом возрасте дети могут направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и скорее делать что-то порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями взрослых.
Процесс становления самостоятельности дошкольника в деятельности проходит ряд стадий:
стадия целеполагания – на этой стадии ребенку доступна лишь самостоятельная постановка цели, но исполнение поставленной цели еще во многом зависит от взрослого;
стадия поиска средств реализации цели, настойчивого стремления к получению общезначимого результата культурно-фиксированными, социально-одобряемыми способами.
       В развитии самостоятельности принципиально важным является то, что взрослый не подсказывает ребенку то, что он может выполнить самостоятельно, хотя бы и с некоторым усилием. Овладев разными способами двигательных действий, дошкольники видят возможность их применения в жизненных ситуациях.
      Организация самостоятельной двигательной деятельности детей требует создания спортивного уголка «Физкультурник», который оснащен разнообразным по содержанию физкультурно-спортивным материалом (физкультурный инвентарь, переносное физкультурное оборудование, иллюстрации и альбомы спортивной тематики, спортивная символика, развивающие игры, обогащающие двигательный опыт детей «В мире движений», «Физкультурная мозаика»).
     Педагогическими условиями, стимулирующими развитие самостоятельности детей во время игр и занятий в уголке «Физкультурник» является:

  • гибкая тактика взаимодействия педагога и ребенка;
  • целенаправленное формирование позиции ребенка как субъекта деятельности;
  • расширение знаний и умений, которые можно реализовывать в самостоятельной деятельности;
  • создание ситуаций, побуждающих к поиску самостоятельного решения.

        На занятиях физическими упражнениями нужно придерживаться следующих требований: использовать игры и упражнения, требующие, усложнений в их выполнении; включать выполнение упражнений в парах, тройках; создавать ситуации планирования ребенком своей деятельности.
      Результат: продолжительность и грамотность выполнения физических упражнений; независимость и уверенность в процессе отбора двигательных действий; интерес к движениям, умение творчески их преобразовывать; самооценка двигательных действий.
Формирование самостоятельности ребенка в двигательной деятельности зависит от понимания им роли и необходимости выполнения физических упражнений.
Чем большим запасом знаний и двигательным опытом обладает ребенок, тем чаще он проявляет инициативу, тем более он самостоятелен и активен.

Крепкий сон ребёнка- залог физического и психического здоровья. Харькова Е.В. (06.02.2025)

Крепкий сон ребенка очень важен. Он как пища, вода и воздух. 
       Крепкий сон ребенка – это источник, которые дает энергию, силы, отдых. С помощью сна перерабатывается вся полученная малышом информация за день. Крепкий сон – это залог хорошего самочувствия, здоровья и комфорта.
         К организации сна у детей нужно подходить с ответственностью и обдуманно. С самого детства нужно приучать своих детей к распорядку дня, организации времени, правильному сну. Сон очень тесно связан с другими составляющими жизни: гигиеной, одеждой, питанием, прогулками на свежем воздухе и другими. И кто как не родители могут проконтролировать и приучить своего ребенка к крепкому, здоровому сну.
           Потребность во сне зависит от возраста. Новорожденные спят около 20 часов в сутки, дети от 2 до 4 лет – около 16 часов, 4-5-летним детям следует обеспечить 13-часовой сон, дети 6-7 лет должны спать 12 часов, а подросткам необходимо 9 часов сна.
       Конечно, в первую очередь родители должны сами быть убеждены в важности и необходимости сна для развития своих наследников. Сейчас все в курсе того, что ложиться спать нужно в одно и то же время, желательно за пару часов до полуночи. На ночь полезны прогулки и спокойные беседы.
Немаловажен и сам ритуал подготовки ко сну, помогающий заснуть быстро и получить от ночного отдыха максимальную пользу для здоровья, учебы. 
          Во многом виноваты в этом сами родители. Не проявили настойчивости, не сформировали привычку. Сами не подают должного примера.
Каким бы не был ритм нашей жизни, как бы мы не были загружены и замотаны, думать о будущем детей необходимо. Накормить, научить, воспитать – это важно. Но приучить ребенка жить, чередуя активность и отдых в разумных пропорциях – ничуть не менее важно.
Правила крепкого сна у ребенка
Для того чтобы сон был крепким и полезным для ребенка нужно придерживаться основных правил.
• Свежий воздух и проветренное помещение.
Воздух в комнате ребенка не должен быть увлажненным и не душным. Детские ведущие педиатры советуют устанавливать в комнате температуру +18 градусов. При такой температуре очень легко дышать, сон спокойный, а утром у малыша будет хорошее самочувствие. Как показывает многолетняя практика специалистов, при такой температуре малыш не раскрывается. Если Вы переживаете, что ребенок замерзнет, то используйте теплую и мягкую пижаму. Старайтесь обращать внимание и на влажность воздуха. Если нет возможности приобрести специальный 
увлажнитель, то поставьте у кроватки или возле батареи пару емкостей с водой.
• Удобная кровать.
Кровать – основа здорового сна у ребенка. Лучше приобрести кровать с ортопедическим матрасом. Её преимущества: прочность, жесткость, поддерживание положения ребенка. До 3 лет вместо стандартной подушки лучше использовать полотенце или очень тонкую подушку. Одеяло у ребенка должно быть легкое, натуральное, без пропиток и красителей. Если на постельном белье или кроватки есть рюши, балдахины, то, как ни странно, это настоящие сборщики пыли. А пыль перекрывает поток свежего воздуха.
• Освещение.
Детская комната, должна быть хорошо освещаема. Так как ребенок здесь и играется, и занимается. Но многие дети не любят засыпать в кромешной темноте, поэтому специалисты советуют установить светильники по периметру комнаты. Светильники создадут мягкий свет, что поможет ребенку легко уснуть. Обратите внимание и на шторы в детской комнате. Когда ребенок готовится ко сну днем, то с помощью них можно создать полумрак. Не забывайте о чистоте штор, они не должны накапливать много пыли, периодически стирайте.
• Ритуал перед сном.
Каждый раз перед сном выполняйте одни и те же действие. Выполняя каждый раз одно и тоже, для малыша будет как ритуал. Он будет знать, что для начала нужно покупаться, потом почитать книжку и уснуть. Вместо книжки можно использовать колыбельную песенку или включить медленную инструментальную музыку. После того, как ребенок уснет, музыку нужно выключить. Соблюдайте в доме тишину: не разговаривайте громко, не включайте громко музыку. Берегите сон малыша.
• Активный день.
Больше проводите времени на свежем воздухе, играйте в активные игры. День нужно провести весело, позитивно. Старайтесь избегать истерик и плача. Настраивайте малыша на хороший лад.
      Ложиться спать нужно в одно и то же время. Перед сном желательно не играть в активные игры, не бегать и не прыгать.
     Желательно, чтобы ребенок спал только в своей кроватке, а не с родителями. Можно выбрать одну самую любимую игрушку, и пусть малыш засыпает с ней. Это заменит ему маму. А также эта игрушка будет ассоциироваться у него со сном.
Обязательно перед сном целуйте своего малыша, желайте спокойной ночи.
Если соблюдать такие правила систематично, то сон малыша стабилизируется. Малыш привыкнет к режиму и будет легко засыпать. Сон будет благоприятно влиять и на здоровье малыша, на его настроение и поведении.
Главное – будьте рядом и поддерживайте!
Как убедить ребенка вовремя ложиться спать.
   Какие доводы можно привести, чтобы убедить вашего ребенка относиться к ночному отдыху серьезно и не нарушать этого важного физиологического процесса в угоду сиюминутному удовольствию?
Девочке, девушке можно сделать упор на стремлении хорошо выглядеть. Стоит деликатно посетовать, что сегодня она выглядит чуть хуже, чем когда выспится. И кожа бледнее, и мешочки под глазами, да и глаза не так блестят, как могли бы. Обычно это производит впечатление. Важно не переборщить с критикой. Всего понемногу и очень ненавязчиво.
Как убедить родителей в пользе сна для детей.
Вот эта задача намного сложнее. Подумаешь, не выспался сегодня, не доспал завтра. И вот уже раздражительность, утомляемость, да и здоровье заметно подводит. Но молодости свойственно легкомыслие. Заставьте себя думать не только о сегодняшнем дне.
• Родители должны раз и навсегда усвоить, что правильный сон их детей, (не менее 8 часов) и каждый раз в одно и то же время – это залог того, что ваш ребенок вырастет здоровым не только физически, но и психологически.
• Дети, в семьях которых его величество «распорядок дня», занимает главенствующее место – меньше подвержены депрессиям, уравновешены и способны противостоять испытаниям, которые непременно встретят в жизни.
• Они способны справиться с трудностями, не прибегая к пагубным привычкам. У них меньше потребность искать забвения и сомнительных развлечений. Они легче находят общий язык со сверстниками, не вступая в конфликты.
• Им легко и радостно уже оттого, что организм получил свою долю отдыха и готов активно и полноценно функционировать, не выискивая дополнительные резервы, не напрягаясь.
     Если вы хотите, чтобы ваши дети, уже сейчас и в будущем, жили полноценной, счастливой жизнью – позаботьтесь о том, что бы привычка ложиться спать в одно и то же время стала второй натурой.
Сформировать привычку к правильному и здоровому сну не очень трудно. Нужно только понимание важности и немного времени.
На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике