Музыкальный руководитель

Для чего нужна музыка? Липатова Е.Е. (11.07.2025).

У многих родителей и педагогов возникает вопрос, зачем нужны детям в дошкольных учреждениях занятия музыкой? Первое, что должны знать взрослые, это то, что музыкальный слух имеется у всех детей. Только у одних этот слух выражен более ярко, у других почти незаметен, т.е. музыкальным слухом обладает практически каждый из нас.
           Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.
В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Пение и музыка:

- развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;

- приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);

- происходит обогащение словаря ребенка;

- развиваются способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;

- тренировка более четкой артикуляции;

- развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;

- песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.

- правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;

- пение в группах развивает способность работы в команде.

      Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечно-сосудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.
       Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма.
      Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека. Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу. Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

Развиваются математические способности;

- Развиваются навыки общения;

- Развивается структурное мышление;

- Развивается эмоциональность и чувственность.

     Музыка, игра, пение, танцы создают положительные эмоции. Цель занятий музыкой: доставлять удовольствие детям, делать их жизнь лучше и счастливее!

1. Занятия музыкой развивают абстрактное мышление, интеллект, речь.

2. Занятия музыкальным движением развивает зрение (бинокулярное, периферическое, глазомер), повышает внимание, сосредоточенность, память, воображение.

3. Музыкальные занятия в детстве - это артистизм, средство самопознания и самовыражения на всю жизнь.

Если Вы хотите видеть своих детей духовно богатыми людьми - прививайте интерес к музыке и занимайтесь с ними разными видами музыкальной деятельности с раннего возраста.

«Праздники дома» Волынская О.С. (27.06.25)

         Праздники дома…   поводов для них не мало – день рождения ребенка, окончание детского сада, бабушкин или дедушкин юбилей и, конечно же, дни рождения мамы, папы, братика, или сестрички, дяди, или тети.
        Для взрослых это прежде всего покупка подарков и приготовление застолья.      А почему бы не ввести в семейную традицию составление программы для семейных торжеств, в которой немалое место будет отведено Вашему ребенку? Еще лучше, если их у Вас двое или трое. Выберите время, сядьте вместе и наметьте программу, опираясь на пожелания младшего поколения. Очень тактично предложите ребенку доставить удовольствие его выступлением: пожеланиями, стихотворением. Подтолкните его к творчеству, выдумке и фантазии. Пусть ребенок почувствует себя создателем чего - то интересного, необычного. Спойте для виновника торжества самую его любимую песню, станцуйте компанией танец, который знают все. Например, «Танец утят», «Летку Еньку», или «Арам-зам-зам». Таких танцев сейчас очень много. В помощь Вам придет интернет.
        Основой такой программы могут стать конкурсы, викторины, игры, частушки (которые готовятся заранее), устройте конкурс рисунка для именинника (чего проще: подготовить лист бумаги, карандаши, фломастеры или краски и нарисовать для бабушки цветы).
Сюрпризом может стать аппликация или поделка из пластилина. Как Вы думаете, приятно получить в подарок букет из конфет? Эти сюрпризы сейчас в моде. Их образцы можно найти в интернете и подарок подготовить заранее.
Юбиляр любит музыку? Прекрасно! Да кто же ее не любит? Особенно необычную. Порадовать гостей, и домочадцев можно оркестром, который совсем несложно сделать из пустых коробочек, или пустых бутылочек из под йогурта, насыпав туда крупу, песок, мелкие камушки и т.д. Можно так же использовать для шумового оформления бумагу, целлофан, фантики от конфет. А еще, дуя в опущенную в стакан с водой соломинку и пуская пузыри, издавать интересный булькающий звук! Поставьте любую веселую, хорошо знакомую музыку (например «Польку» Рахманинова, «Турецкий марш») и аккомпанируйте в такт. Ребенку можно доверить роль дирижера.
        Заблаговременно вместе с ребенком продумайте, как оформить помещение, в котором будете принимать гостей. Оформление может быть лаконичным, строгим, изящным и легким, юмористическим и веселым. При оформлении можно использовать рисунки не только детей, но и взрослых (наверняка, в семье кто - то хорошо рисует), фотографии именинника, шары, можно выпустить газету с отпечатками ладошек.
Поверьте, это не трудно, но очень занимательно и интересно! Это сближает, сплачивает, а, самое главное, воспитывает в детях чувства любви, уважения и долга к родным и близким, желание доставить любимому человеку приятное.
Проявите фантазию! Для этого надо только желание!
Праздник, подготовленный таким образом, будет приятным долгожданным событием в семье. Он доставит радость не только детям, имениннику, но и всем присутствующим и надолго останется в памяти.

«Фольклор как средство воспитания» Радионова И.В. (06.05.25)

      Фольклор является величайшим достижением национальной культуры каждого народа. Он выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержательная часть, ценности фольклора могут рассматриваться как уникальные средства воспитания.
Виды детского фольклора.
Детский фольклор делится на несколько групп:
«Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки
Календарный -  заклички и приговорки
Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвые сговорки, считалки, дразнилки, поддевки  ,перевёртыши.
дидактический - скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

1. Поэзия пестования (материнская поэзия)
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких
«Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними.
Колыбельные песни (от слова «байки» - «баять, говорить, шептать, заговаривать») – произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка.
В центре всей «материнской поэзии» - дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. По существу, это эстетический объект поэзии. В самые первые впечатления ребенка народная педагогика закладывает ощущение ценности собственной личности. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие.
Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбельная песня. В колыбельных песнях отражается в смягченной, игровой форме все, чем живет обычно мать, - ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему. Это «серенький коток», «красная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлик»... Слов-понятий в колыбельной обычно немного - лишь те, без которых первичное познание окружающего мира невозможно. Слова эти дают и первые навыки родной речи.
Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой качания колыбели. Вот мать поет над колыбелью:
Баю-баюшки-баю, 
Не ложися на краю. 
Придет серенький волчок, 
Он ухватит за бочок 
И потащит во лесок, 
Под ракитовый кусток. 
К нам, волчок, не ходи, 
Нашу Сашу не буди.
Частый персонаж в колыбельной песне - кот. Он упоминается наряду с фантастическими персонажами - Сном и Дрёмой. Некоторые исследователи полагают, что упоминания о нем навеяны древней магией. Но дело еще и в том, что кот много спит, - вот он-то и должен принести младенцу сон.
Нередко упоминаются в колыбельных, а также в иных детских фольклорных жанрах и другие животные и птицы. Говорят и чувствуют они, как люди.
Народная педагогика включала в колыбельную не только добрых помощников, но и злых, страшноватых, не очень иногда даже и понятных (например, зловещего Буку). Всех их нужно было задабривать, заклинать, «отводить», чтобы не причиняли они вреда маленькому, а может быть, даже и помогали ему.
Пестушки («пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Пестушки (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Мать, распеленав его или освободив от одежды, поглаживает тельце, разгибает ручки и ножки, приговаривая, например:

Потягушки-потягунушки,

Поперёк-толстунушки,

А в ножки - ходунушки,

А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.
Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с определенными физическими действиями. Пестушки лаконичны. «Сова летит, сова летит», - говорят, например, когда машут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели», -ручки ребенка взлетают на головку. И так далее. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организация текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: «Гуси летели, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели...»
Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. 
Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…
Потешки более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность:
Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интонацией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок. Дети того возраста, которым предназначаются потешки, сами еще не могут выразить в речи все то, что они чувствуют и воспринимают, поэтому они стремятся к звукоподражанию, к повторам слов взрослого, к жесту. Благодаря этому воспитательный и познавательный потенциал потешек оказывается весьма значительным. К тому же в сознании ребенка происходит движение не только к овладению прямым смыслом слова, но и к восприятию художественного оформления.
Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила,
Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом.

Петя-Петя-Петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь?

Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существуют и вне игры (в отличие от потешек). Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. Можно сказать, что в прибаутке основу образной системы составляет именно движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке - туды ж по дорожке».

2. Календарный детский фольклор.
К календарному детскому фольклору относятся такие жанры, как  заклички и приговорки (эти термины были введены известным ученым-лингвистом Г.С.Виноградовым).
Заклички(«закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.

              Радуга-дуга, не давай дождя,
              Давай солнышка-колоколнышка.
Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.
Божья коровка, улети на небко,
Там твои детки кушают конфетки.
     Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками. Это относится и к близким к ним по смыслу и употреблению приговоркам. Если первые содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге, то вторые - к птицам и животным. Эти магические заклинания перешли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приобщались к труду и заботам взрослых. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок.
В играх, сохранившихся до наших дней и включающих в себя заклички, приговорки явно просматриваются следы древней магии. Это игры, проводившиеся в честь Солнца (Коляды, Ярилы) и других сил природы. В сопровождающих эти игры закличках, припевках сохранилась вера народа в силу слова.

3. Игровой детский фольклор.
Игровой детский фольклор представлен такими жанрами, как  игровые припевы и приговоры, жеребьёвые сговорки,  считалки, дразнилки,перевёртыши.
Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.
Значение игровых припевов, приговоров – прививают любовь и уважение к существующему порядку вещей, учат правилам поведения.
У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь не спит и на нас глядит.

Жеребьёвая сговорка – рифмованное обращение, с целью разделения на команды.
Наливное яблочко или золотое блюдечко?
Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением  ритма.
Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны.

Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.
Архип – старый гриб.
Андрей – воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек из-под палочек.
Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибауточного жанра.  Благодаря «перевертышам» у детей развивается чувство комического именно как эстетической категории. Чуковский считал, что жажда играть в «перевертыши» присуща почти каждому ребенку на определенном этапе его развития. Интерес к ним, как правило, не угасает и у взрослых - тогда на первый план выходит уже не познавательный, а комический эффект «лепых нелепиц».
По чисту полю корабль бежит.
По поднебесью медведь летит,
Длинным хвостиком помахивает!

4. Дидактический фольклор.
        Цель дидактического детского фольклора –  воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.
  К жанрам дидактического фольклора относятся скороговорки, загадки, пословицы и поговорки. 

Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Значение скороговорок – постановка четкой дикции.
От топота копыт пыль по полю летит.
       Они относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа. Многие из скороговорок, отвечающие эстетическим потребностям ребенка и его стремлению преодолевать трудности, закрепились в детском фольклоре, хотя явно пришли из взрослого.
Скороговорки всегда включают в себя скопление труднопроизносимых слов («Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил»). Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспитателями и медиками.

Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету. Обычно предполагается как вопрос для отгадывания.
        Значение загадок – развивают ум, дают возможность точно определять предмет.
Художественное своеобразие загадок:
1) олицетворение  - наделение неодушевленных предметов качествами живых существ: Сидит девица в темнице, а коса на улице.
2) разные формы сравнения: прямое, косвенное, отрицательное.

Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.
Прямое сравнение:   Длинна, как дорога,
                    Коротка, как блоха. (жизнь)
Косвенное сравнение: Золотое решето чёрных домиков полно. (подсолнух)
Отрицательное сравнение: Не рубашка, а сшита,
                         Не человек, а разговаривает.(книга)

Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.
Волков бояться – в лес не ходить.
Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла.
Дело мастера боится.
Цыплят по осени считают.

     Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.
      Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детский фольклор дает ребенку прекрасные образцы русского народного языка, является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.
       Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Список литературы:
1) Арзамасцева И. Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов. - М.: Академия, 2005
2) Виноградов Г.С. Детский фольклор / Публикация А.Н.Мартыновой // Из истории русской фольклористики. - Л.: Лениздат, 1978
3) Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987
4) Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. – М.:  Либроком, 2010

«Играем и развиваемся: музыкально-ритмические игры в домашних условиях» Липатова Е.Е. (04.04.2025)

Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников. Музыкальная игра являются важным средством развития музыкальной деятельности ребенка. Музыкальные игры помогают привить любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, вызвать интерес и желание участвовать в них. В результате ребенок учится любить, ценить, понимать музыку и получает необходимые знания об основах музыкальной грамоты. Для музыкального воспитания и развития ребенка в семье я хочу предложить вам, уважаемые родители, простые музыкальные игры. В эти игры вы можете играть как вдвоем, например ребенок и мама, так и всей семьей дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.

«Придумай нотам слова»
Участники игры по очереди придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам и произносят вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например: дом – редиска – мишка – фартук– соль – лягушка – синица.

«Аплодисменты»
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Второй участник повторяет и придумывает
другой ритм и прохлопывает. И так далее.

«Стучалки»
Для этой игры нужны музыкальные инструменты. Если дома нет музыкальных инструментов, подойдут предметы, с помощью которых можно извлечь звук, например металлические столовые приборы, кубики и др. Желательно использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или пластиковые коробочки, металлические банки и кастрюли. Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками. Первый участник придумывает и «проигрывает» ритм на предметах, например, железными палочками простучать часть ритмического рисунка по деревянной поверхности, а часть – по металлической. Второй участник повторяет ритмический рисунок с использованием тех же самых предметов и тембров.

«Будем петь песенку по цепочке»
В игре используются песни, которые знают все участники игры, например детские песенки из мультиков. Первый участник начинает петь песню и поет первую строчку, вторую строчку песни поет следующий участник и так далее. Цель игры спеть песенку без остановок.

«Звуки вокруг нас»
Участники прислушиваются к звукам, которые их окружают и по очереди пропевают. Например, участник говорит, что слышит гул летящего самолета и поет на одном звуке: у-у-у-у-у, также участник изображает голосом приближающийся и улетающий вдаль самолет, постепенно усиливая и ослабляя звучание.

«Займи место»
В эту игру желательно играть большой семьей. Это самая любимая игра детей. На середину комнаты в кружок ставят несколько стульев, количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Ведущий включает веселую и ритмичную музыку, игроки бегают вокруг стульев, при окончании звучания музыки участники игры садятся на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом. Игру можно разнообразить движениями. Бег можно заменить, прямым и боковым галопом, хороводом, танцевальными движениями, а также вместо бега можно передавать в движении образ животного или другого сказочного персонажа.

«Громко-тихо»
Для игры подойдут 2 одинаковых предмета, но разные по размеру, например два кубика: большой и маленький. Первый участник поет отрывок песни, а второй должен показать с помощью предмета как спел первый участник: большой кубик – громко, маленький кубик – тихо. Другой вариант игры. Первый участник показывает маленький кубик, второй участник должен тихо спеть песенку или пропеть своё имя. Второй участник показывает большой кубик, следующий участник должен громко исполнить песню или пропеть своё имя.

«Угадай мелодию»
Первый участник пропевает мелодию известной песни на любой слог (ля-ля-ля, на-на-на, второй участник должен угадать название песни. После правильного ответа, второй участник загадывает мелодию другому участнику и пропевает её и т. д. Пальчиковая игра под музыку «Мышь полезла в первый раз» Родитель и ребенок садятся на пол друг напротив друга. В процессе запоминания слова песенки произносить сначала взрослый, потом – взрослый и ребенок одновременно, далее – сам ребенок. Слова песенки сопровождаются движениями.

«Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час», — собранные в щепотку пальчики «бегут» по противоположной ручке от кисти до плечика.
«Вдруг часы сказали «Бом!», — ребенок делает хлопок над головой.
«Мышь скатилась кувырком», — ручки ребенка делают круговые движения и
как будто скатываются вниз.
Далее, мышка карабкается на часы второй и третий раз, соответственно, петь слово «Бом!» и хлопать над головой необходимо дважды и трижды.

"Рисуем музыку"

Включайте классическую музыку и слушайте вместе с ребенком. Спросите ребенка, как ему кажется, про что эта музыка. О чем думал музыкант, когда писал или играл ее.
Ставьте композицию на повтор и рисуйте.
Всё, что приходит в голову, когда слышите эту музыку. Вы – на своем листочке, ребенок – на своем.
Рекомендуется брать для этой игры композиции из детских альбомов классиков. Интересно слушать разные по настроению и ритму мелодии. К примеру, «Баба Яга» и «Мама» П.И.Чайковского. Под них рождаются совсем разные образы (лучше не сообщать ребенку названий, чтобы он мог «родить», услышать что-то свое).

Фоновая музыка в режимных моментах детского сада. Волынская О.С. (23.03.2025)

  Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту жизни. Восприятие музыки способствует общему психофизическому эмоциональному развитию, а также гармонично воздействует на личность ребенка.
      Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия, происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к следующему выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
     Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог – психолог, воспитатель – методист.
Использование фоновой музыки является одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях общеобразовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно – воспитательного процесса:

1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.

2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.

3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.

4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления.

5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

     Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование) может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно – эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм).
При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.
   Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. Так на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащения представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
    Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и т. д.) создает эмоционально – комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующего физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

Утро. Встреча детей.
Цель: Создание положительного эмоционального фона.
Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. И уже издалека дети слышат нежную, чарующую музыку. Ярко светящиеся окна, приветливая музыка, добрые сотрудники детского сада ожидают малышей. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.
Используемые музыкальные произведения:
1. П. И. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»
2. П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
3. И. Штраус «Полька Трик – трак»
4. М. И. Глинка «Детская полька»
5. А. Вивальди «Зима»
6. П. И. Чайковский «Апрель»
7. Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик»
8. Г. В. Свиридов «Веселый марш»
9. Н.А. Римский – Корсаков «Три чуда»
10. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае»
11. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»
12. Й. Гайдн «Детская симфония»
13. М. И. Глинка «Вальс – фантазия»
14. И. Штраус «Сказки венского леса»

Прогулка.  Прогулку рекомендуется проводить под музыку: это и приятно, и здорово!
Солнечный день, морозная свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что – то придумывать. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать и подпевать, запоминая слова новых песен.

Используемые музыкальные произведения:
1. А. Т. Гречанинов «Моя лошадка»
2. «Ах вы, сени… » русская народная музыка
3. В. А. Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает»
4. С. В. Рахманинов «Итальянская полька»
5. «Пойду ль я, выйду ль я» русская народная песня
6. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня
7. В. Г. Кикта «Оранжевый скоморох»
8. В. Агафонников «Сани с колокольчиками»
9. Н. А. Римский – Корсаков «Снегурочка»
10. Г. В. Свиридов «Весенний марш»
11. В. А. Моцарт «Симфония №40»
12. М. И. Глинка «Марш Черномора»
13. А. П. Петров «Я шагаю по Москве»

Сон. Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого в детском саду созданы все необходимые условия: в каждой группе есть магнитофон, и может быть уже подобранная соответствующая музыка под названием «Колыбельная». Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.

Используемые музыкальные произведения:
1. Колыбельные:
- «Спи, засыпай, маленькая принцесса»
- «Приход весны»
- «Засыпающий малыш»
- «Крепко спи»
- «Сколько звездочек на небе»
- «Спи, малыш мой, засыпай»
2. П. И. Чайковский «Октябрь»
3. Ц. А. Кюи «Колыбельная»
4. Г. В. Свиридов «Грустная песенка»
5. К. В. Глюк «Мелодия»
6. Л. В. Бетховен «Сурок»

Пробуждение
Используемые музыкальные произведения:

1. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»
2. К. Сен – Санс «Куры и петухи»
3. А. Т. Гречанинов «Материнские ласки»
4. Н. А. Римский – Корсаков «Белка»
5. И. Штраус «Полька – пиццикато»
6. Н. А. Римский - Корсаков «Полет шмеля»
7. Р. Щедрин «Полет шмеля»
8. П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
9. Л. В. Бетховен «Соната № 14»

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несет в себе выразительные образцы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» О. В. Радыновой. Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение. Например, музыкальные циклы П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В. А, Моцарта и др. Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии:
- музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей
- замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми
- улучшается речевая функция
- улучшается сенсомоторная функция
- музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже и в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.

       Музыкально – эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанников. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

"Роль воспитателя при подготовке и проведении праздников и развлечений" Радионова И.В. (06.02.2025)

Деятельность воспитателя при подготовке и непосредственно на празднике очень разнообразна и ответственна.
За утренники в каждой группе детского сада отвечают  воспитатели  данной группы совместно с музыкальным руководителем.

Задачи воспитателя при проведении утренника.

– Музыкально-исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение, танцах (перестроения, оркестре (не точный ритм у некоторых детей, распределение инструментов) ; использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).

– Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.

– Эмоционально-речевые: создать позитивно-эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются доброжелательным голосом, с использованием повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.
Во время игр-эстафет обязательно поддерживать соревнующихся детей, называя их по имени.

– Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок. Хвалить каждого выступающего обязательно!!!

    Воспитатели следят за внешним видом детей.  И сами  должны иметь подобающий для утренника вид. Нельзя: мини, декольте, очень высокие  каблуки, черный цвет платья и колготок.

     Готовят атрибуты к  сюрпризным моментам, оказывают помощь музыкальному руководителю в подборе стихов, учат их с детьми, добиваясь выразительного исполнения. 

   Готовят все необходимые атрибуты для игр, аттракционов. Считают количество стульчиков в зале перед утренником и раскладывают всё необходимое оборудование. Все организационные вопросы обсуждаются с музыкальным руководителем. 
Перед утренниками воспитатели помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.

     Роль ведущего на утреннике очень велика. Ведущий должен уметь импровизировать, быстро реагировать на ситуации. Его эмоциональность, живость, умение непосредственного, свободного общения с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов – во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен хорошо знать  сценарий праздника и уметь «заполнять собой» возникшие паузы. Допускается небольшая эстетично оформленная подсказка.

     Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы и являются активными участниками мероприятия. Они также должны знать ход и репертуар утренника. Непосредственно на празднике готовят атрибуты к номерам, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игр, танцев, сценок, чтении стихов, следят за дисциплиной.

Этапы подготовки к празднику:

1.Знакомство со сценарием и его обсуждение. В ходе обсуждения выбираются: ведущий, исполнители взрослых персонажей и дети на ведущие роли. В ходе обсуждения уточняются ключевые моменты праздника.

2. Распределением стихов руководит воспитатель или учитель-логопед. Стихи и роли можно раздать  детям на дом для совместного разучивания с родителями – воспитатель контролирует этот процесс, для последующей отработки ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО чтения.

3. Подготовка атрибутов. Музыкальный руководитель отвечает за подготовку музыкальных атрибутов. За подготовку остальных – отвечают воспитатели данной группы. Можно поручить их изготовление родителям, сделать совместно с детьми или самостоятельно. 

4. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике